Каждый фильм — история, каждая жизнь — история. Вуди Аллен — умелый рассказчик и главный персонаж собственной жизни. И он продолжает снимать кино, несмотря на то что для многих стал персоной нон грата.
1 декабря Вуди Аллену исполнилось 85 лет, и в этом же он представляет публике свою 50-ю работу в большом кино. В российский прокат картина “Фестиваль Рифкина” выходит прямо накануне Нового года, 31 декабря. На этот раз Аллен в свойственной ему интеллектуально-комедийной манере воспевает любовь к кино и знакомит публику с испанским городом Сан-Себастьян.
Именно в этот прекрасный солнечный город на кинофестиваль отправляются Морт Рифкин (Уоллес Шоун) и его супруга Сью (Джина Гершон). Морт подозревает, что его жена увлечена молодым претенциозным кинорежиссером Филиппом (Луи Гаррель) не только профессионально, и он прав в своих предположениях. В то же время Морт не догадывается, что и его самого скоро ждет интересная встреча с доктором Джо (Елена Анайя)… Свою историю Рифкин рассказывает в кабинете психотерапевта.
Поклонники режиссера говорят о том, что любят фильмы Вуди Аллена за особый стиль повествования. Действительно, его фильмы и персонажи как будто объединяются в единую мультивселенную, где герои рассуждают о любви, смерти, сексе, религии, евреях и искусстве, неспешно пьют алкоголь и изменяют друг другу. Вуди Аллен снимает мелодрамы с такими сюжетными тропами, с которыми многие другие режиссеры неминуемо провалились бы в пошлость. Аллен — нет, и в этом тоже его особый стиль.
Населяют эту вселенную многочисленные альтер эго самого Вуди Аллена. Не раз он и сам играл героев своих киноисторий, но мы привыкли видеть его и в лицах других актеров. В последние годы это были: Джесси Айзенберг (“Светская жизнь”, 2016), Джастин Тимберлейк (“Колесо чудес”, 2017), Тимоти Шаламе (“Дождливый день в Нью-Йорке”, 2019). Исполнителю роли киномана-интеллектуала Уоллесу Шоуну 77 лет. Такой резкий переход от романтичных юношей ко взрослому мужчине, на первый взгляд, говорит о том, что Вуди Аллен решился подвести некоторые итоги или в каком-то смысле “повзрослеть”.
Однако, по словам самого режиссера, изначально он хотел видеть Морта Рифкина молодым мужчиной, но позже изменил мнение: “Некоторые из актёров, которых я рассматривал на роль интеллектуала, не справились бы с этой ролью. Тогда я решил: «А почему бы не предложить это амплуа человеку по-настоящему умному, который является интеллектуалом в реальной жизни?» Как только эта мысль оформилась у меня в голове, я четко представил себе того, кто был рождён для этой роли”, — вспоминает Аллен. Ранее Шоун уже играл второстепенные роли в других фильмах Аллена: “Эпоха радио” (1987), “Тени и Туман” (1991) и др.
Итак, главный герой нового фильма — Морт Рифкин — очередное альтер эго Аллена, он всей душой любит кино, пытается написать великий роман и разобраться в собственной жизни. Давайте познакомимся с остальными персонажами.
Второй главный герой “Фестиваля Рифкина” — это… кинематограф. Вуди Аллен снимает кино, любит кино, живет кино. В новом фильме этой любовью пропитано все: место действия — кинофестиваль; локации — съемки проходили там, где в действительности ежегодно проводится кинофестиваль — и во Дворце конгрессов «Курсааль», и в кинотеатре «Виктория»; главный герой — бывший преподаватель теории кино, киноман. Именно поэтому его мечты и воспоминания воспроизводятся в его голове как черно-белые сцены, отсылающие к киноклассике. Черно-белые вставки — несомненное украшение нового фильма Аллена.
Еще один самостоятельный персонаж — это город Сан-Себастьян. Хотя Вуди Аллен верен только Нью-Йорку, он нередко уделяет особое внимание в своих работах другим городам: “Римские приключения”, “Полночь в Париже”, “Вики Кристина Барселон”. В этот раз благодаря Аллену зрители могут насладиться неповторимой атмосферой солнечного города на берегу Испании, где действительно проводится ежегодный кинофестиваль (в фильме его логотип несколько изменен). Не удивительно, что именно в Сан-Себастьяне 18 сентября 2020 года и состоялась премьера “Фестиваля Рифкина”.
Неожиданной “вишенкой” на этом киноторте становится Смерть в исполнении Кристофера Вальца. Он появляется в единственной, но очень важной сцене: “Мой персонаж очень заботится о благополучии живущих, – рассказывает Вальц. – Он понимает их тяготы и беспокоится о людях, он очень сочувствующий”. Каждая история имеет свойство заканчиваться. И если киноистория обычно заканчивается титрами, то жизнь всегда заканчивается смертью, так пусть же она будет дружелюбной.
Ксения Борисова (the_ksenya)