Человек в белом в темном жанре
Вы слышали легенду о Человеке в белом, который подстерегает вас на улицах Санкт-Петербурга. Если нет, самое время сходить в кино, где 17 февраля 2022 года стартует новый мистический российский хоррор «Синдром» с Дарьей Мельниковой и Ильей Коробко в главных ролях. Фильм снимался в Петербурге, и город в нем — это отдельный персонаж, поэтому и ранняя премьера фильма прошла здесь в дружеской атмосфере.
Мы побеседовали с режиссером Вячеславом Руденко и актером Ильей Коробко о «Синдроме», предвзятом отношении к жанру ужасов в России, творческих планах и, конечно, Петербурге.
Piterzavtra (Ксения): Человек в белом — важный персонаж, потому что российский хоррор пока не имеет своих широко узнаваемых маскотов, как Фредди Крюгер, девочка из колодца…
Вячеслав Руденко: Оригинальных не имеет, Пиковую даму можно к ним не относить, потому что это городская легенда… Хотя многие фанаты хоррора любят «Пиковую даму», потому что она довольно смотрибельна.
Piterzavtra (Ксения): Но ее визуальный образ не всплывает в памяти, она не стала отдельным монстром, который широко узнаваем.
Вячеслав Руденко: Я не рассчитываю, что Человек в белом станет таким же популярным в России, как Фредди Крюгер. Но я с детства люблю и Фредди, и «Крик». И все истории пишу так, чтобы в них было какое-то визуализированное, ярко запоминающееся зло, чтобы потом городская легенда появилась. Это моя мечта.
Piterzavtra (Ксения): За время съемок у вас появились новые любимые места в Петербурге?
Вячеслав Руденко: Большинство съемочных локаций были на Васильевском острове, поэтому Васька теперь всегда мне будет напоминать о фильме.
Piterzavtra (Олег): А вы узнали какие-то мистические истории о Петербурге?
Илья Коробко: Питер дышит этим. У него атмосфера такая, не надо даже истории слышать. Если ты человек творческий, как Слава, у тебя истории сами рождаются в голове.
Piterzavtra (Олег): С какими сложностями вы столкнулись, снимая фильм на улицах Петербурга?
Илья Коробко: Мы снимали в условиях пандемии, поэтому каждый выход на улицу съемочной группы — это неожиданность. Но у нас получилось, мы все успели. У Славы в голове целый мир, который он воссоздавал, у нас не было с этим проблем. Нам нужен был дождь — шел дождь. Может быть, Слава в бубен по ночам бил. (Смеется.)
Piterzavtra (Олег): А как в пандемию работает кастинг-система?
Илья Коробко: Сейчас стало попроще, а когда был непосредственно локдаун, первые пробы на «Синдром» были по «Зуму». Не буду говорить за Славу, но, с моей позиции, это выглядело не совсем как обычные пробы. На первом этапе мы больше сошлись на каком-то эмоциональном уровне. И открыв сценарий-презентацию «Синдрома», мне безумно захотелось принять в этом участие.
Хотя я тогда, как и любой актер, очень скептически относился к жанру, учитывая все предыдущие пробы отечественного кинематографа. Конечно, до того как я начал узнавать Славу ближе как режиссера, было опасение, не закончится ли на этом моя карьера. (Смеется.)
Piterzavtra (Олег): Как ваша идея запустилась в производство?
Вячеслав Руденко: Почти все свои истории я сначала просто придумываю. То что мне приходит в голову, мне это нравится, записываю, синопсис минимум делаю, «презу». Я на свои «коротухи», ранние работы часто собирал деньги через краудфандинг. И этот фильм я тоже планировал снять своими силами за копейки. Выложил на «Планете.ру», и там нас заметил наш инвестор. Все очень быстро, за два месяца, запустилось, все состыковалось. Я верил, что этому фильму суждено «произвестись».
Piterzavtra (Ксения): Вы считаете себя жанровым режиссером?
Вячеслав Руденко: Да, пока снимаю только ужасы.
Piterzavtra (Ксения): Так и планируете работать в этом жанре?
Вячеслав Руденко: К комедиям и мелодрамам у меня пока нет интереса. Может быть, через несколько лет, когда мне покажется, что в ужасах и триллерах я снял все, что хочу, я буду экспериментировать. «Синдром» — довольно лайтовый, там нет кучи кровяки, расчлененки, жести. Он довольно легкий…
Илья Коробко: Но с другой стороны, в нем много психологического воздействия на зрителя, это работает как золотая середина. Отсутствие какой-то жести компенсируется психологическим воздействием.
Piterzavtra (Ксения): У фильма рейтинг шестнадцать плюс. Приходилось ли как-то себя ограничивать в связи с этим?
Вячеслав Руденко: Мы на площадке это контролировали. Мы отлично понимали, что будет восемнадцать, а что будет шестнадцать плюс. Инвестор хотел, чтобы аудитория была больше.
Piterzavtra (Ксения): Илья, какие у вас отношения с жанром ужасов?
Илья Коробко: Раньше я был холоден к нему, но благодаря Славе для меня открылось много нового. Бывает, то, на что ты не обращаешь внимания, становится для тебя безумно интересным. Тем более для меня как для актера всегда важно начинать и узнавать что-то. В этом жанре было безумно интересно работать, и вообще, психологические триллеры стали меня безумно затягивать. Поэтому мы со Славой продолжаем работать вместе.
Piterzavtra (Ксения): Дочке «Синдром» покажете?
Илья Коробко: Да, я надеюсь, ей понравится, как только она будет в соответствующем возрасте.
Piterzavtra (Ксения): Изменилось ли у вас отношение к жанру как у зрителя?
Илья Коробко: Актерская профессия не позволяет тебе отличать себя как зрителя и как человека внутри профессии. Хочешь не хочешь, ты все равно видишь, как стоит свет в кадре, кто помнит текст, а кто нет. Как бы ты ни хотел абстрагироваться… Это иногда удается только с отдельными фильмами. У меня бывает с волшебными, типа «Гарри Поттера» — погружаешься в эту сказку.
Piterzavtra (Ксения): У вас появился любимый хоррор?
Илья Коробко: «Синдром».
Piterzavtra (Олег): Чем для вас отличались съемке в «Синдроме» и сериале «Пищеблок» со схожим жанром?
Илья Коробко: Для меня главное отличие было в масштабе. Работа со Славой — это камерное творчество, которого всегда ждешь, всю свою карьеру. Все актеры очень радуются, когда получают такой тесный контакт с режиссером на площадке, когда есть возможность репетировать, углубляться в материал, предлагать что-то, пробовать. Очень комфортно, как в семье, работалось. В моей голове в идеале так выглядит создание полнометражного фильма.
А что касается «Пищеблока» — это огромные бюджеты, огромная команда людей. Ты не всегда всех знаешь на площадке, не успеваешь даже узнать всех героев, персонажей. Больше, наверное, отнесу «Пищеблок» в данном случае к производству, хотя «Пищеблок» тоже особенный проект. Он был наполнен творчеством. За это спасибо молодым создателям.
Это не совсем премьера — было «Окно в Европу», где вы презентовали фильм. После этого поступили новые предложения для следующих проектов?
Вячеслав Руденко: Предложений четких не было.
Илья Коробко: По опыту это будет чуть позже, неделю проката надо подождать.
Piterzavtra (Олег): У вас уже есть идеи для новых работ?
Вячеслав Руденко: Да, конечно, несколько проектов, которые до «Синдрома» были написаны. Сейчас еще мы с Ильей прописываем триллер про маньяка в стиле Финчера. Есть пул проектов, каждый из которых я люблю и очень хочу, чтобы они запустились.
Piterzavtra (Ксения): У вас вышел музыкальный клип к фильму с англоязычной композицией. И остальные саундтреки имеют англоязычные названия. Планируете зарубежный релиз?
Вячеслав Руденко: Можем сказать, что мы это прорабатываем. Мы две песни записали к фильму, на русском и на английском. И у нас вышло два клипа, которые тоже я срежиссировал.
Илья Коробко: Во втором я продюсер.
Piterzavtra (Олег): Что представляет собой работа над музыкальным клипом?
Вячеслав Руденко: Там все проще, быстрее, как семечки щелкать.
Илья Коробко: Сняв фильм, мы уже были погружены в атмосферу, в материал. Нужны были атмосферные клипы. Это все создание постпродакшена фильма. Любой шанс такое сделать — это здорово, потому что это голливудская система работы, когда рядом с фильмом выходит огромное количество всего: начиная от мерча, заканчивая клипами.
Piterzavtra (Ксения): Расскажите про цветовую палитру и цветокоррекцию. В фильме присутствуют яркие красные, синие цвета на фоне мрачного Петербурга…
Илья Коробко: Некоторые известные операторы, не будем называть их, говорят, что это очень здорово выглядит, потому что картинка похожа на американскую, цветокоррекция — на европейскую. Это очень необычное сочетание… особенно в условиях Петербурга.
Вячеслав Руденко: Мне просто такой стиль цветокоррекции нравится. Это даже не цветокоррекция, а мы снимали, чтобы потом выглядело так. На самом деле ничего сложного нет. Мы не делали сложных масок, эффектов. Это уже на препродакшене делается: цвета одежды, предметов, локации.
Piterzavtra (Ксения): Что для вас будет показателем успешности фильма?
Илья Коробко: Когда на Хэллоуин люди будут костюм Человека в белом надевать. (Улыбается.)
Вячеслав Руденко: Может быть, кто-то ответит, что если фильм соберет много, принесет прибыль инвестору, продюсеру. Да, это плюс. Или просто понравится всем в прокате, все будут хвалить. Или изменит отношение к жанру у нас. Мне было бы очень приятно, если бы «Синдром» дал понять зрителям, что у нас могут снимать хорошее кино. Потому что жанр хоррор у нас в России все очень жестко критикуют.
Но на самом деле мне просто важно, чтобы фильм вышел, чтобы он родился, как ребенок.
Piterzavtra (Олег): Вы могли бы дать совет начинающим актерам и режиссерам?
Илья Коробко: Главное — любить свою профессию и разобраться, что конкретно она под собой подразумевает.
Вячеслав Руденко: Нужно много практики. Бери и снимай на что угодно свои идеи. Желательно стараться никого не копировать. Снимать просто, как тебе нравится. И все. Там само пойдет. Идти учиться — это не панацея.
Беседовали: Ксения Борисова (@the_ksenya), Олег Козак
Подготовка текста: Ксения Борисова
Фото: Олег Козак