«Суперплохие» — первый российский фильм, в котором много крови и смешно. Черная комедия, снятая Дмитрием Суворовым, вероятно, вызовет противоречивые отзывы, но никого не оставит равнодушным.
Александр Соколовский стал одним из «Суперплохих», а еще он играет главную роль в «Молодежке» и участвует в новом сезоне шоу «Ледниковый период». Перед премьерой «Суперплохих» в кинотеатре «Художественный» Александр рассказал «Питерзавтра», почему «Суперплохие» не могут избежать сравнения с Тарантино, об отношении к критике и любимом фильме.
Piterzavtra: Вы родились в Петербурге. Наверняка у вас есть любимое место в городе?
Соколовский: Я много в свое время гулял по Петербургу. У меня здесь столько любимых мест, даже не знаю, какое назвать любимым. Каждое место рождает определенные воспоминания. Пожалуй, мое самое любимое место находится на Заячьем острове — брусчатка, где открывается вид на Зимний дворец и Ростральные колонны.
Piterzavtra: Теперь о фильме «Суперплохие». Во время просмотра трейлера, у меня возникла ассоциация с Тарантино. Оказалось, это не только мое восприятие, и даже создатели картины говорят об этом. Вы сравниваете «Суперплохих» с работами Тарантино?
Соколовский: Так получилось, что Тарантино — основоположник подобного жанра, и любой смелый экспериментальный фильм, снятый в подобном ключе, будет, так или иначе, сравниваться с Тарантино, с Гаем Ричи. Конечно, мы были вдохновлены и проектами Тарантино, но у нас не было задачи снимать в его стилистике. Мы просто старались соответствовать выбранному жанру. Просто, если много крови и смешно, то обычно это Тарантино. И вот у нас тоже много крови и смешно.
Piterzavtra: Не страшно снимать подобное кино в России?
Соколовский: Мне кажется, в творчестве никогда ничего не надо бояться. Это такая сфера, в которой только экспериментами, пробами, попытками, смелыми шагами можно чего-то добиться. Если все время сидеть и переживать, что кто-то не посмотрит, кому-то не понравится, то надо уходить из профессии. Все великие художники становились таковыми за счет экспериментов. Возвращаясь к Тарантино, я предполагаю, что «Криминальное чтиво» на стадии препродакшена воспринималось как очень странное кино, а по факту стало суперкультовым фильмом для целого поколения. Творчество — это такая сфера, в которой всегда люди будут делиться на тех, кому нравится, кому все равно и кому не нравится. Не надо по этому поводу переживать.
Piterzavtra: Вокруг вас сейчас много внимания: вы снимаетесь и в кино, и в популярном сериале, и в ледовом шоу на центральном канале. Внимание предполагает критику. Особенно на ледовом шоу — нужно прислушиваться к оценке не только зрителей, но и жюри. Поменялось ли ваше восприятие критики с того момента, как вы вошли в профессию?
Соколовский: Раньше критика меня зажимала, я не любил ее, злился. А со временем критика стала сильно мотивировать, стала для меня двигателем. Как только я чувствую, что есть куда двигаться, я сразу иду туда, а критика как раз показывает направления, которые, возможно, пропущены. Критика всегда актуальна, причем не важно, профессиональная она или эмоциональная. Меня как творческую личность критика подстегивает.
Piterzavtra: Вы не могли бы подробнее рассказать о своем персонаже Диме в «Суперплохих»?
Соколовский: Герой — «косяк», я бы его так назвал. В жизни каждого из нас есть люди, которые косячат. У всех есть такие знакомые, из-за которых мы постоянно встреваем в нелепые ситуации, а они ведут себя так, как будто ничего страшного не произошло: «Ну, ерунда же! Ты же мне поможешь?». Такие люди зачастую даже незнакомых людей тащат с собой на дно, в свои проблемы. Дима тащит за собой всех, но в конце все-таки все выруливается. Во многом фильм о том, что любую проблему можно решить, какими бы страшной она не казалась.
Piterzavtra: Так можно было бы сформулировать основной посыл фильма?
Соколовский: Да, если говорить о глубоких мыслях этого фильма, то я бы, наверное, так сказал.
Piterzavtra: То есть зритель, который придет на эту черную комедию, сможет о чем-то подумать, а не только посмеяться?
Соколовский: Я все-таки к нашему кино отношусь трезво и прекрасно понимаю, что это не тот фильм, который должен переворачивать сознание и менять систему ценностей. «Суперплохие» — кино немного с другими задачами, у нас развлекательная миссия. Но если этот фильм каким-то образом поможет человеку скорректировать круг знакомых, то, мне кажется, мы будем огромные молодцы.
Piterzavtra: Что для человека, много снимавшегося в популярных сериалах, значит работа в фильме? В чем разница?
Соколовский: Кино и телевизор — это, конечно, разные сферы: разные рынки, разные продукты и даже разная актерская работа. Сериалы, телевизор, — это тот продукт, на который зрителя подсаживают, и он следит на протяжении долгого периода за судьбой героев. Я сам много смотрю сериалы, очень их люблю, потому что в сериале история развития героя получается более объемной. Кино же — это сжатый сгусток информации, мыслей, которые на тебя выбрасывают в течение 1,5–3 часов. В сериале можно разными приемами историю вытянуть; даже если она где-то просела, ее можно вернуть. В кино зритель такого не простит, поэтому кино — это всегда огромная ответственность. В кино все без исключения: актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, должны существовать в более напряженном формате. Сериал можно снимать чуть более расслабленно.
Piterzavtra: На стадии сценария можно определить, есть ли у фильма потенциал?
Соколовский: Раньше мне казалось, что сценарий — это 99% успеха. Если сценарий крутой, то фильм или сериал обязательно выстрелит, а потом я понял, что далеко не все зависит от сценария. Есть огромное количество историй, которые были запороты по тем или иным причинам. Создание фильма или сериала — это сложная задача, нужно, чтобы все винтики сошлись в единый механизм. Например, все актеры играют замечательно, сценарий хороший, режиссер талантливый, а оператор снимает скучно или наоборот суперкурутая операторская работа, а актерам неинтересно играть, и ты это сразу чувствуешь, и это тебя отталкивает. Это тяжело, чтобы все сошлось, все получилось.
Piterzavtra: Можете назвать пример фильма, где, на ваш взгляд, все сошлось?
Соколовский: «Однажды в Америке» (режиссер Серджио Леоне). Этот фильм для меня — образец того, какой должен быть кастинг, как должны играть актеры, как фильм должен сниматься, какой должен быть сценарий, какие должны быть развязки, какие режиссерские приемы. Меня ни один фильм не вышибает сильнее, чем «Однажды в Америке», это просто космос.
Piterzavtra: И напоследок: что бы вы пожелали зрителям, решившим посмотреть фильм «Суперплохие»?
Соколовский: Настроиться на суперпозитивное настроение, на полчаса гомерического хохота и не относиться к этой жизни серьезно, потому что есть вещи, которые надо воспринимать проще.
Беседовала: Ксения БОРИСОВА (the_ksenya)
Фото: Мария ЧЕРНОУСОВА