24 ноября в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма «Училка». Картину представили актеры Ирина Купченко, Андрей Мерзликин, Анна Чурина, Алиса Гребенщикова и режиссер Алексей Петрухин.
Перед показом Piterzavtra провело индивидуальное интервью с Алисой Гребенщиковой.
Piterzavtra: Обычно мы спрашиваем о любимом месте в Петербурге, однако для вас первый вопрс будет особенным. В вашей программе «Город для детей» был выпуск о Северной столице. Насущный для многих вопрос: куда сходить с ребенком в Петербурге?
Гребенщикова: На ул. Льва Толстого есть очень интересный музей «ЛабиринтУм», где в интерактивной форме посетители могут узнать, как действуют законы физики. У нас в Москве похожий музей называется «Экспериментаниум». Музеи такого формата сейчас очень популярны по всему миру.
Чем мне именно петербургский музей понравился? Неравнодушными сотрудниками. Там очень много молодых ребят работает, у которых глаза горят, когда они рассказывают о музее.
Мой сын Алеша и его подруга (ему 7 лет, ей — 8) задавали очень много простых вопросов. Девочки, дежурные по залу, с удовольствием отвечали, показывали, что и как действует. Дети не хотели уходить. Мне кажется, это важно, когда дети не хотят уходить.
Сейчас музеи, как правило, хорошо технически оснащены: аудиогиды, всяческие мультимедийные пояснения к экспонатам. При этом, как ни странно, Алеше, у которого очень много технических новинок, очень понравилось в Музее Арктики и Антарктики: он с интересом смотрел на макеты, палатку. Большую роль, мне кажется, играют родители. Если родителям интересно ходить с ребенком, интересно передавать свои знания, то и ребенку будет интересно.
Еще могу отметить, например, Музейный комплекс «Вселенная Воды» и Музей электрического транспорта — очень интересно.
Piterzavtra: Вернемся к фильму. Расскажите о вашей роли в «Училке».
Гребенщикова: Я играю Асю, циничного телевизионного журналиста, но ее душа еще полностью не потеряна, не засохла. Некоторые журналисты обижаются, что мы так карикатурно изобразили их коллегу. Но, мне кажется, мой персонаж гротескный, он отображает не напрямую журналистов. Мой персонаж воплощает некий срез современного общества — 30–40-летних людей, достаточно циничных. Людей, которые формировались как личности в то время, когда расшатывались все идеалы. Таких людей, как Ася, очень много в социальных сетях. Люди, которые пользуются социальными сетями, поймут, о чем я. Когда происходит какая-нибудь трагедия в мире, они тут же формально ставят галочку, чтобы все увидели — они скорбят. Формально, напоказ поскорбили, а дальше пошли заниматься своими делами, это нисколько их не затронуло. Меня такая скорбь напоказ несколько коробит.
Piterzavtra: Вы занимались журналистикой ранее. Этот опыт пригодился на съемках?
Гребенщикова: В кадре я делала то, что действительно хорошо умею делать. Я несколько лет работала на Первом канале, формально в должности соведущей, но была и редактором, икорреспондентом. Я хорошо умею работать с микрофоном и камерой, рассказывать о том, что вижу, мне свойственна эмоциональная подача материала. На съемках «Училки» я будто пришла на одну работу и выполняла другую. Для меня технически это было совсем несложно. Единственное отличие, обычно в жизни я освещаю счастливые, позитивные истории, а Ася, наоборот, трагические.
Piterzavtra: История, рассказанная в фильме, нужна зрителям сейчас?
Гребенщикова: Конечно, мне кажется, история нужна зрителям. Нужно задуматься. Я тоже не понимаю, к чему ведут реформы образования. Школа оказалась в зоне эксперимента. Но никто толком не понимает, как его проводить и к чему это приведет. Не понимают ни те люди, которые инициируют этот эксперимент, ни те люди, которые его проводят. Дети выступают в роли подопытных кроликов. Не очень понятно, что мы получим через 10–15 лет. Учителя, которые смотрят фильм, плачут.
После показа у нас, как правило, проходит встреча со зрителями. Мы выходим и видим людей, в том числе учителей, которые сидят с красными глазами. И кто-то говорит, что таких классов нет, а кто-то наоборот говорит: «Спасибо, мы узнали себя». И учащиеся старших классов тоже говорят: «У меня класс не такой, но знакомые такие есть». Алексей [Алексей Петрухин, режиссер — ред.] собрал в классе очень разных персонажей — очень узнаваемые типажи.
Piterzavtra: По сюжету можно сопереживать «училке», которая берет в руки пистолет?
Гребенщикова: Не просто можно, а в этот момент, сопереживая учительнице, мы и рыдаем. Да, можно. Но в фильме не только учитель берет в руки пистолет. Пистолет — это же метафора.
Когда я смотрела черновой монтаж, у меня мурашки бежали по коже. У Ирины Купченко, конечно, фантастическая работа в этом кино.
Piterzavtra: Что бы вы пожелали зрителям, которые еще не видели фильм?
Гребенщикова: Часто нам не хочется задумываться о серьезных вещах. Мы живем в огромном, бесконечном информационном потоке. В свободное время многим из нас хочется закрыть уши, надеть шоры на глаза. Хочется видеть только свой маленький домик, где на телевизионном экране идет что-нибудь веселенькое, легкое; хочется, чтобы в наушниках звучала расслабляющая музыка. Однако если мы никогда не будем заставлять себя думать о серьезном, то неизвестно, как мы проведем нашу старость.
Интервью проводили: Oleg Kozak & the_ksenya
Фото: Татьяна Козак
P.S.: Особую благодарность выражаем сотрудникам кинотеатра Художественный — Софии Морар и Мартьяновой Елене