В апреле «Такой Театр» представил обновленную постановку «Жан и Беатрис». Спектакль, поставленный в 2006 году Александром Баргманом и Анной Вартаньян, с успехом шел в течение нескольких сезонов и в год 15-летия «Такого Театра» вернулся обновленным, чтобы снова радовать зрителей.
«Жан и Беатрис» — история встречи двух одиноких людей: она — молодая женщина, живущая на 33-м этаже пустующего небоскреба, предлагающая награду тому, кто научит ее любить; он — молодой мужчина, зарабатывающий на «ловле наград».
Мы спросили одного из режиссеров спектакля и по совместительству исполнительницу главной роли Анну Вартаньян о том, как за 10 лет изменилась главная героиня и есть ли все-таки в этом мире любовь.
Piterzavtra: Наш традиционный вопрос. У вас есть любимое место в Петербурге?
Анна Вартаньян: Честно говоря, не знаю. Мне просто нравится Питер. Как кто-то сказал: «Где я, там солнце», а я говорю и говорила 10 лет назад: «Где я, там театр». И где я, там Питер. Он для меня материализуется там, где я нахожусь.
Piterzavtra: Что вас подвигло вернуться к спектаклю «Жан и Беатрис»?
Анна Вартаньян: Все новое — хорошо забытое старое. (Смеется.) Тогда мы на взлете закончили играть этот спектакль, и недавно я предложила восстановить постановку. Предложила, а вот мы уже репетируем, а вот уже и премьера. Собралась обновленная команда, мы многое поменяли в спектакле: у нас новые художники, новая музыка. Я не ожидала, что все это произойдет, но тем не менее произошло.
Piterzavtra: Жанр спектакля заявлен как трагикомедия, но мне показалось, что это больше трагедия…
Анна Вартаньян: Это хорошее впечатление. Я хотела, чтобы было грустно. С появлением Игоря [Игорь Грабузов — исполнитель главной мужской роли в спектакле «Жан и Беатрис». — Ред.] история приобрела другой ракурс, новые качества, углы стали острее. В принципе, мы сделали новый спектакль.
Piterzavtra: Быстро ли определился актер на роль Жана, которого в прошлой версии спектакля играл сам Александр Баргман?
Анна Вартаньян: Да. Я влюблена в Грабузова. Мы с ним работали еще в спектакле Саши Баргмана «Прикинь, что ты — Бог», он Игоря привел в «Комиссаржевку». Есть еще, куда двигаться, но у нас однозначно получился дуэт. Игорь еще раскроется здесь, как цветок. Я хотела создать очень странный дуэт двух «фриков». Редко, когда это происходит в театре. Я поверила в Грабузова, потому что он потрясающий актер. Я таких неврастеников еще не встречала! И таких глубоких людей очень мало среди актеров.
Piterzavtra: Как изменилась ваша героиня за несколько лет?
Анна Вартаньян: Она стала более ироничной по отношению к самой себе и более жесткой в каких-то моментах. Осталась идиоткой, но перестала быть наивной идиоткой. Я про свою жизнь играю это все.
Piterzavtra: Есть ли любовь в этой истории?
Анна Вартаньян: Это один из основных вопросов, который ставит спектакль: «Есть ли любовь вообще?» Премьера этого спектакля 10 лет назад совпала с моим вторым разводом. И за эти 10 лет я не могу сказать, что ответила сама себе на вопрос, что такое любовь. Никто не сможет ответить на этот вопрос, это очень субъективно. Под любовью люди подразумевают совершенно разные вещи. И в этом трагедия: мы думаем, что любим, а что такое любовь, никто не знает. Я думаю, что любовь — это добровольная жертва, но только кто ее готов принести? Никто. Это грустно.
К своим 44-м могу сказать: «Любви между мужчиной и женщиной нет». Не встречала. Но тем не менее я, как и моя Беатрис, продолжаю ее ждать, надеясь что Он придет .
Piterzavtra: Ваша героиня очень харизматична, в том числе внешне. Как появился этот потрясающий оранжевый парик?
Анна Вартаньян: В пьесе написано, что Беатрис отдает Жану свои волосы. Мы думали, как это сделать, и моя мама, Царство ей Небесное, 10 лет назад предложила связать парик из ниток. Беатрис для меня, как принцесса, сидит наверху небоскреба, ее надо как бы разбудить и так далее. Начинает работать архетип.
Piterzavtra: На ваш взгляд, классическая героиня, например, из Чеховских историй, и героиня современная сильно отличаются друг от друга?
Анна Вартаньян: Отличается только форма, а то, что внутри, оно либо есть, либо нет. Как у Станиславского: верю или не верю. У того, что заставляет нас плакать, одна природа, одна энергия, а классика это или современное искусство, не имеет значения. Если это меня волнует, значит, это для меня настоящее.
Piterzavtra: В этом году «Такой Театр» отмечает 15-летие. Скажите, пожалуйста, чем этот театр отличается от других, и что бы вы пожелали ему на день рождения?
Анна Вартаньян: Прошло 10 лет, у нас появились молодые режиссеры: Варя Светлова и Игорь Сергеев поставили уже несколько замечательных спектаклей. Появились новые актеры, а мы до сих пор играем спектакль «Иванов», которому недавно исполнилось 10 лет. Мы создали спектакль, и он горел, и он горит до сих пор. Для меня «Такой Театр» — это нечто настоящее. Мне казалось, что времена меняются, а вот что-то настоящее, как оказалось, не меняется, и они это продолжают делать, и им это нравится. Я только могу поклониться.
Беседовала: Ксения Борисова (the_ksenya)
Фото: Мария Черноусова
P.S.: Особую благодарность выражаем Ксении Журавлевой за организацию интервью.
См. по теме: Игорь Грабузов: «Эффект Чарли Гордона сочетает в себе несочетаемые вещи»