10 ноября в Российский Государственный музей Арктики и Антарктиды заглянула настоящая сказка. Двухметровая Снежная королева и самые артистичные собаки дрессировщицы Елены Петриковой представляют премьеру циркового спектакля братьев Запашных «Снежная королева». Уже 28 декабря каждый житель Санкт-Петербурга сможет окунуться в атмосферу ледяного царства Снежной королевы вместе с любимыми героями Каем и Гердой. Зрители увидят не только известную с детства сказку, но и обезьяну Микки в роли короля, оленей, бурых медведей, лошадей, собак и павианов. Народный артист РФ Эдгард Запашный с гордостью рассказал об их совместном с братом цирковом шоу и о любви к своей работе.
Piterzavtra: Бесспорно, постановка завоевала каждое детское сердце: новый год, животные, чудеса. Чем по-вашему спектакль «Снежная Королева» впечатлил взрослых, которые давно разучились верить в волшебство?
Эдгард Запашный: Мы всегда делаем так, чтобы и взрослые и дети чувствовали себя комфортно на наших спектаклях. Во-первых, сюжет будет интересен любому зрителю, и я убеждён, что взрослые сюда приходят не ради детей. Я очень часто вижу на наших спектаклях взрослых без детей. Как раз вопрос стереотипа, что в цирк надо вести только ребёнка и ждать когда всё это закончится. Мы с братом доказываем обратное, мы делаем спектакли, которые по-настоящему интересны и детям и взрослым.
Для взрослых что наиболее актуально? Качество. Это видеть хороший свет, слышать хороший звук, наблюдать за профессиональными трюками и ощущать уважение к себе, как к зрителю, чтобы тебя никто не обманул, чтобы ты не потерял ни своё время, ни свои деньги. Наверно поэтому на протяжении большого количества лет мы с братом регулярно либо сами выступаем, либо привозим свои спектакли, и они действительно пользуются популярностью, и мы продолжаем с такой же заботой относиться к нашим зрителям.
Piterzavtra: Если бы Андерсон увидел написанную им историю в такой необычной интерпретации, когда артисты не только люди, но и животные, как бы он оценил цирковую постановку?
Эдгард Запашный: Мне кажется как любой художник оценил бы с некоторой иронией, потому что признание его гения абсолютно, именно поэтому берёшься за такое произведение. Конечно, хотелось бы с ним поговорить, спросить что понравилось, а что нет. Главное, что нет желания затмить его историю, только дань уважения культовой сказки. И у нас нет перебора. Все главные герои именно такие, какими их задумал легендарный писатель. Например, мне очень понравился фильм про Харламова «Легенда №17», то как он снят и игра главного актёра Данилы Козловского, но я не признаю этот фильм, дабы там очень много исторических неточностей. Я видел как профессиональные хоккеисты, которые играли с Харламовым, с болью отнеслись к искажению истории. Поэтому я считаю, что классические произведения или герои прошлого не должны быть подвержены такому. Но нам конечно намного легче, потому что это сказка, а сказка это выдуманная история.
Piterzavtra: И дети и взрослые всего мира знакомы с сюжетом сказки «Снежная королева», на представление люди приходят подготовленными. Но согласитесь, передать эмоции без слов-задача не из лёгких. Как вам удалось через искусство цирка воплотить все тонкости задумки Андерсона?
Эдгард Запашный: Я занимаюсь этим всю жизнь. И занимаюсь хорошо, успешно, а главное с любовью. Поэтому я благодарю своего брата за то, что он в очередной раз сделал хорошее представление.
Piterzavtra: Легко ли ваши артисты-животные переносят высокие возможности современных спецэффектов?
Эдгард Запашный: Мы делаем всё возможное для того чтобы никто не получал никаких травм, ни физических, ни моральных. Мы используем специальную технику, в это время на сцене животные не находятся. Мы специально подготавливаем животных. В добавок мы работаем и со зрителями. Дети не должны испугаться, уйти с плохим настроением, а для нас животные это такие же дети, о состоянии которых мы заботимся и бережём их.
Piterzavtra: Зритель видит только метод «кнута и пряника», если животное хорошо выполнило трюк — получает угощение. С вашей профессиональной точки зрения, действительно существует только такой метод или куда эффективнее другие виды воспитания животных?
Эдгард Запашный: Кнут и пряник – это не метод угощения или наказания. Какие способы наказания есть? Как нас всех наказывали родители? Не разговаривали с вами, игнорировали, и это тоже было наказанием, и иногда легче отстоять в углу, нежели родители с вами не разговаривают. Поэтому прежде всего надо задуматься, а что такое наказание? Это не есть лишение угощения, это есть тонкая психологическая работа, когда ты как ребёнок осознаёшь: «Папа, давай лучше накажи меня и забудем, начнём дальше общаться, да я это заслужил, хватит меня морально уничтожать».
Поэтому здесь «кнут и пряник» очень ёмкое понятие. При всём этом, поверьте, животное в большей степени не работает за еду, оно часто работает за удовольствие. Например собака. Заходишь домой, и она машет тебе хвостом. Вы кидаете ей палку и она вам её принесёт, это в прямом смысле работа, и именно собака навязывает вам эту игру. Вот такая животная психология, но это работа в какой-то степени. Поэтому мы разные. И равнять всё под одно понятие «кнут и пряник»-это огромное заблуждение. Берёте вы на руки енота, а он вас берёт и кусает. И вы злитесь, не понимая, что на его языке это может быть верхней степенью признания в любви. Поэтому профессиональный дрессировщик становится этим енотом и знает о том, как рассуждает енот, стараясь понять что он имел ввиду. Дрессировщики очень глубокие люди, и они прежде всего хорошие психологи, это очень большая научная работа с животными.
Piterzavtra: Ваши дети продолжат цирковую карьеру, которую ваша семья передает из поколения в поколение?
Эдгард Запашный: Я очень бы хотел, чтобы мои дети прежде всего выросли хорошим адекватными людьми, которые будут получать удовольствие от жизни , потому что для меня цирк-это жизнь, общение с моими коллегами, борьба с трудностями, преодоление физической и моральной боли-это норма жизни. Я принял эту жизнь и получаю огромное удовольствие от того, что я каждый день работаю физически, нежели пою под фонограмму на каком-то сборном концерте, потому что я люблю именно такую степень уважения от публики, доказывать свою состоятельность сейчас и сегодня. Поэтому что касается детей, конечно, для меня было бы верхом воспитания, если бы мои дети также хотели и любили работать в цирке, как я.
Piterzavtra: У каждого человека бывает неудачный день: не выспался, встал не с той ноги, молоко убежало. Но приходите на тренировку, вроде бы всё как обычно, кроме вашего внутреннего состояния. Чувствуют ли животные, когда вы не в духе?
Эдгард Запашный: Они не должны этого чувствовать. Честно вам расскажу, брат заболел, а я до пяти утра не мог уснуть, думал, готовился, проектировал вопросы в своей голове, давал указания секретарю. Когда я понял, что спать мне осталось три часа, сказал сам себе : «Ну и в каком состоянии я завтра в 8 утра приду к тиграм? В полностью разобранном? Так они подумают, и зачем ты сюда пришёл?» Естественно, я отменил репетицию, потому что это будет абсолютно не продуктивная тренировка уставшего человека с животными, которые будут в недоумении от своего дрессировщика. Плюс один выходной день им устроил. Всё должно быть на пользу, в удовольствие, продуктивно.
Piterzavtra: Иногда бывает, что в семье существует любимчик. За всю вашу работу с животными можете ли вы выбрать своего любимчика?
Эдгард Запашный: Есть такие примеры. Я человек и моё сердце можно растопить. Ведь что такое любовь? Это часть нашей с вами природы, далеко не изученная человеком, потому что любовь откуда-то берётся и иногда куда-то пропадает. конечно, я как дрессировщик должен делать всё для того чтобы ни одно животное не почувствовало себя обделённым, потому что оме это будет очень трудно понять. Но есть особенные для меня животные: тигр Мартин, с которым я много лет жил и посвятил ему передачу, мне до сих пор его не хватает. И у меня на протяжении всей жизни рядом со мной существовали собаки, но я вспоминаю своего ротвейлера Краса, которого папа когда-то купил для нашей семьи. Коня по имени Шурик, на котором я начал работать в цирке. Да, это особенные животные, да я их часто вспоминаю с трепетом в душе, но продолжаю любить и всех остальных, ведь это неправильно работать с животными, от которых ты не получаешь никакого удовольствия.
Интервьюер: Анастасия Филатова
Фото: Vteme (Александр Самойлов)
P.S.: Особую благодарность выражаем Ксении Шевченко за организацию интервью для нашего издания.