3 октября в кинотеатре «Родина» состоялась первая встреча Ленинградского киноклуба. Зрителям показали советский фильм Иосифа Хейфица «Бродячий автобус». Ведущая вечера, Ника Стрижак, рассказала гостям, какие фильмы были включены в программу киноклуба.
Верните пленку
«У Ленфильма богатая история. Для показа выбрали определенных режиссеров. Они все очень разные, и авторской рукой было решено включить либо первый фильм мастера, либо последний. Здесь есть свои риски, ведь первая работа может быть неуверенной. В последней же мастер, наоборот, подводит итог творческого пути. Она более осмысленная и осознанная. Цель наших встреч в том, чтобы вспомнить о любимых режиссерах, обсудить, как они повлияли на дальнейшее развитие российского и мирового кинематографа. Мы сейчас можем смотреть фильмы по телевизору и в интернете, но мы практически лишены возможности увидеть советское кино в пленочном варианте», — поясняет Ника Стрижак.
Зрители собрались, чтобы вспомнить о легенде, об Иосифе Хейфице. Режиссер стоял у истоков советского кино, когда строилось много дворцов культуры. Хейфиц однажды сказал: «Смотрите кино на пленке! Когда в кадре возникают живые люди, это совсем другие ощущения».
На мне играть нельзя
Одним из приглашенных гостей вечера стал Сергей Паршин, исполнивший в «Бродячем автобусе» роль развязного пьяницы. Паршин признался, что его участие в фильме почти случайно. Он прыгнул в уходящий поезд, в последний вагон, в последнюю дверь.
«Когда меня пригласили сниматься в этой картине, я испугался. Узнал, что фамилия режиссера Хейфиц. Это великий мастер, а я был простым артистом пушкинского театра. Режиссеры бывают разные, очень вспыльчивые, темперамент захлестывает. Хейфиц был спокойным и уверенным в том, что он делает. Будучи героем социалистического труда, мастер разговаривал со мной как обыкновенный человек, и не скажешь, что это режиссер, скорее академик, знаменитый врач или сугубо интеллигентный человек. Это очень помогало на площадке. Он не делал пространных замечаний. Актеры с режиссером понимали друг друга с полуслова», — вспоминает Паршин.
Паршин в фильме играет пьяного колхозника. У всех героев есть имена и фамилии, кроме этого персонажа. Это собирательный герой, переосмысливающий свою жизнь. Актер Иван Иванович, случайно встретившийся на пути колхознику, вдруг раскроет перед ним истину: «На мне играть нельзя». Людьми вообще нельзя играть.
Вулкан на заре
В конце 80-х Хейфиц был уверен, что кино умирает, он чувствовал себя в стране лилипутов. В «Бродячем автобусе» режиссер точно передал атмосферу, царящую в стране, понял, что происходило с народом. Неслучайно в картине преобладают мрачные цвета: через грязь, сквозь сумрак пробирается автобус, а вокруг никого: пустыня.
«Этот фильм — реквием, лебединая песня. Комическое в картине соседствует с трагическим. Как у Левитанского:
Ни мелкою монетой, жизнью собственной плачу,
За то, что горько плачу, за то, что хохочу.
Когда Хейфиц работал над картиной, ему было 83 года. У каждого художника бывают моменты, когда он чувствует, что все, что мог, сделал. В такие моменты натура мастера затихает, замирает, чтобы в последний момент выдать великое и замечательное, как извержение вулкана. По силе воздействия „Бродячий автобус“ достоин звания одного из лучших фильмов советского кино. Несмотря на трагический финал, от фильма веет чем-то теплым и светлым», — улыбается Сергей Паршин.
Текст: Виктория Лихачева, Ольга Шкворова
P.S.: Питерзавтра объявляет благодарность Ленинградскому киноклубу за приглашение на данное мероприятие