Уникальная возможность предоставляется российскому зрителю: 10 октября в российский прокат выходит новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». И что парадоксально, именно в Нью-Йорке, как впрочем, и на всей территории США, картину могут так и не увидеть. Вуди Аллен попал в опалу на Родине из-за вновь всколыхнувших общественность обвинений в сексуальных домогательствах многолетней давности. Теперь актеры публично сожалеют о работе с режиссером, а студия Amazon разрывает с ним многомиллионный контракт.
Однако, несмотря на внезапный ореол скандальности, искусство остается искусством, а сам по себе фильм не становится ни хуже, ни лучше. Итак, в Нью-Йорке идет дождь, а в это время…
…Туда направляется молодой человек по имени Гэтсби (привет Ф. С. Фицджеральду) в исполнении Тимоти Шаламе. Он сопровождает свою девушку Эшли (Эль Фаннинг), которая должна взять интервью у известного режиссера Роланда Полларда (Лив Шрайбер). Он — мечтает о романтическом уикенде, она — о встрече с кумиром. Но, как часто бывает в историях Аллена, у героев все идет не по плану… Гэтсби встречает давнюю подругу Шеннон (Селена Гомес), а Эшли затягивает в недосягаемый мир голливудских звезд.
Раньше Вуди Аллен сам исполнял главные роли в своих фильмах, но теперь персонажей, которые являются его альтер эго, играют молодые актеры, среди которых Джейсон Биггз, Хоакин Феникс и Джесси Айзенберг. На этот раз роль невротика-интеллектуала досталась Тимоти Шаламе, уже ставшему в 2018 году одним из самых молодых номинантов на Оскар (за роль в драме «Зови меня своим именем»). Тимоти слишком красив для роли «молодого Аллена», но ему подходит этот образ. В его герое Гэтсби очень много от режиссера: сам Аллен по молодости вылетел с учебы, увлекался азартными играми, любил бары с фортепьянной музыкой и дождливую погоду.
Автобиографические нотки угадываются и в персонаже Лива Шрайбера, который играет режиссера, страдающего от творческого кризиса: его фильм нравится всем, кроме него самого. Сам Аллен, например, до сих пор не доволен фильмом «Манхэттен» 1979 года, который уже давно считается жемчужиной киноклассики.
Эль Фаннинг отлично справляется с ролью начинающей журналистки-провинциалки. Будучи глуповатой, но искренней и открытой, блондинка Эшли за один день очаровывает и располагает к откровенным признаниям сразу нескольких звезд Голливуда. Она является полной противоположностью псевдоинтеллектуалам, которых часто высмеивает Вуди Аллен.
Лив Швайбер превращается в секс-символа, а Джуд Лоу в лысеющего очкарика — такое возможно, наверное, только в фильмах Аллена. Недаром, ведущие звезды и таланты Голливуда до недавнего скандала соглашались даже на небольшие роли в фильмах мастера. Кажется, что в историях Аллена никто не может сыграть плохо. И именитые кинозвезды, и молодые актеры, и звезды поп-сцены смотрятся одинаково органично. Почему? Возможно, потому что Аллен снимает кино о настоящих людях и настоящих проблемах, а, может, секрет в чем-то другом…
Звездные имена в титрах фильмов Вуди Аллена и его музы постоянно меняются, но главный «актер» возвращается вновь и вновь. Нью-Йорк — вечная любовь режиссера, которую он воспел во многих своих работах. Еще 40 лет назад закадровый голос в «Манхэттене» произнес: «Нью-Йорк — город как раз для него и останется таким навсегда». В новом фильме Аллен рассказывает о Нью-Йорке, как старик о первой юношеской любви. В кадре нет современных высоток, нет толпы вечно спешащих людей, и хоть у персонажей есть смартфоны, но журналистка записывает интервью в блокнот, а не на диктофон. Это Нью-Йорк прошлого, Нью-Йорк, о котором писал Фицджеральд — времена, которые Аллен считает лучшими в истории великого города.
Несмотря на то, что в фильме постоянно идет дождь (что должно вызвать отклик в сердцах наших читателей, петербуржцев), фильм получился невероятно теплым, уютным и красивым. Прекрасен и Нью-Йорк, и персонажи, и интерьеры в каждой из локаций.
«Дождливый день в Нью-Йорке» — это интеллектуальная романтическая комедия, в которой нет детективной линии (как в «Загадочном убийстве на Манхэттене», 1993) или фэнтезийного элемента (как в «Полночи в Париже», 2011). Даже поклонники творчества Аллена вряд ли смогут найти в новом фильме ничего принципиально нового. Герои Аллена как всегда рассуждают о любви, смерти, сексе, религии, евреях и искусстве, пьют шампанское и изменяют друг другу. Те же темы, те же персонажи, та же музыка, даже тот же шрифт в титрах. Но это не самоповтор, это стиль. Тем самым Аллен и хорош: его герои совершают адюльтер практически в каждом фильме, но сам режиссер никогда не изменяет себе.
Имея все возможности, Аллен продолжает делать то, что ему нравится, не волнуясь о критике, а именно продолжает снимать малобюджетное (по нынешним меркам) авторское кино о людях и проблемах, которые волнуют его на протяжении десятилетий. Фильмы Аллена отражают саму жизнь: меняются поколения, блокноты сменяются смартфонами, но люди и их проблемы в основе своей остаются такими же, что и десятилетия, и сотни лет назад.
Нельзя сказать, что «Дождливый день в Нью-Йорке» сильнее или слабее других картин Вуди Аллена, он органично встраивается в мир режиссера, все фильмы которого связываются в подсознании в одну большую историю.
Ксения Борисова (the_ksenya)
P.S. Рекомендуется к просмотру и поклонникам Вуди Аллена, и тем, кто никогда не видел его фильмов (надо же восполнить культурный пробел), и тем, кто хочет быть в тренде (ведь фильм «скандальный»). В общем, смотреть всем!