Игорь Петренко продает страдания в триллере-мелодраме «Корпорация Ad Libitum» или мультижанровый аттракцион, который не работает.
Сегодня практически все продается и все покупается. В Азии никого не удивишь желанием заказать друга или семью на час. Ты платишь, а с тобой, например, ходят по магазинам или выслушивают проблемы за чашечкой кофе. Кстати, такие предложения есть уже и в России, хотя пока этот рынок здесь не очень развит, а сама идея о торговле дружбой вызывает споры. Но можно ли купить не показной интерес, а настоящую любовь? В этом вопросе и содержится основная идея дебютного фильма Полины Ольденбург «Корпорация Ad Libitum».
Главный герой журналист Герман Крылов (Шамиль Хаматов) узнает о существовании элитного закрытого клуба Ad Libitum (в переводе с латинского «по желанию»), где продают любовь. Первая встреча для клиентов бесплатна, а дальше приходится платить… Будучи бесстрашным скептиком, Герман в статусе клиента приходит к президенту корпорации (Игорь Петренко) и подписывает контракт. Вскоре он знакомится с некой рыжеволосой девушкой (Дарья Белоусова)…
Сама задумка очень привлекательная. Ее можно превратить и в остросюжетный триллер, и в страстную мелодраму, и в конструктор-детектив. И любой из вариантов имеет большой потенциал. К сожалению, лента пытается сделать все и сразу, и в итоге теряется между жанрами.
Тайный клуб, необъяснимое поведение богатых людей, странные смерти — отличное начало для триллера — поехали! И тут в повествование вплетаются примитивно-бытовые диалоги главного героя с девушкой-художницей. Мы узнаем — она не любит готовить — и оказываемся в дешевом телевизионном «мыле».
Затем картина внезапно трансформируется в наивную девичью мелодраму: герой после подписания контракта встречает девушку. Исходя из сюжетных ожиданий, хотелось бы добавить этой героине какой-то эпитет, например: непосредственная, загадочная, невероятно красивая, поразительно умная — словом, обладающая чем-то, что моментально может свести героя и зрителей с ума. Но в ней нет ничего необычного. Однако по какой-то неведомой причине она поражает журналиста-скептика мыслями о вкусе шоколада. Эти сцены можно смотреть только в толстых розовых очках.
От вкуса шоколада мы переключаемся на философские рассуждения о высоком в духе фильмов Вуди Аллена (но, конечно, и близко не дотягивая до них). Очевидно, что создатели фильма хотели заложить в историю подтекст для желающих его считать зрителей. Вероятно, идея была в том, чтобы желающие развлечься посмотрели триллер (или мелодраму?), а при желании еще и о чем-то задумались.
Многоплановое и/или мультижанровое кино — это бесспорно хорошо, но аттракцион не работает, если зрителю приходится в одну секунду разгадывать головоломки, в другую — надевать розовые очки, а затем резко обострять слух и задаваться экзистенциальными вопросами.
У картины Ad Libitum есть как минимум две сильные стороны. Одна из них — визуальная составляющая. Это и красивые локации, и свет, и цветокоррекция — в этом плане фильм очень органичен и приятен. Для малобюджетного кино, которое снято, можно сказать, компанией друзей полностью на частные деньги, это отличный результат.
И пожалуй, главное украшение картины — Игорь Петренко. Он же самый опытный и известный актер в кастинге. Его фильмография очень разнообразна: от сериалов «Счастливчик Пашка» (2010) и «Герой нашего времени» (2006) до фильмов «Водитель для Веры» (2004) и «Викинг» (2016). В Ad Libitum актер предстает в необычном амплуа — оказывается, ему отлично подходит роль главы загадочной корпорации. К сожалению, у Петренко в фильме не так много экранного времени. Но несколько статичных сцен с его участием приковывают внимание и выводят из транса. Хотелось бы знать историю антагониста больше, хотелось бы видеть этого персонажа в динамике. Но из-за большого количества отвлекающих факторов при большом потенциале противостояние героя и антагониста не реализуется до конца. А финальный сюжетный твист (без спойлеров) вызывает лишь легкое недоумение.
Возможно, фильм пострадал от амбиций дебютантки, когда хочется показать все: и несколько жанров, и «глубокие смыслы», и желание максимально показать свою личность. Полина Ольденбург, кроме режиссуры и драматургии, занимается и музыкой, и пишет милые картины. Все это и есть в фильме, как и камео режиссера. К сожалению, попытки уместить все в одну киноисторию приводят к тому, что жанровые и смысловые элементы мешают друг другу.
Тем не менее фильм стоит просмотра, в нем есть интересные находки, происходящее на экране не вызывает раздражения. Для зрителей фильм, скорее, на один раз, но для режиссера это вполне неплохой старт.
Текст: Ксения Борисова (the_ksenya)