В Ленинградском киноклубе продолжается традиция просмотра фильмов великих советских режиссеров. В октября в кинотеатре «Родина» состоялся показ картины Игоря Масленникова «Завтра, третьего апреля». Масленников известен зрителям, как режиссер «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Зимней вишни». Режиссер стал гостем вечера. Он рассказал Piterzavtra о съемках фильма, о том, как относится к детям и современному кино.
Воспитание душ
«Это было особый период в моей жизни. Тогда было время, когда все, кто хотел работать, работали. Я за эти годы поставил 40 картин. В стране было 330000 киноустановок, и государство имело на него деньги. Кино финансировалось именно государством.
Мосфильм делал тогда 100 картин в год, а Ленфильм — 50. Каждый день в СССР выходила новая картина. Сейчас всем этим владеют американцы. Девять миллиардов долларов уходят из нашего проката на шелуху, на эти блокбастеры, на развлекуху. В кинотеатр приходят не поплакать, поволноваться, попереживать за героев, а отдохнуть, поесть попкорн, выпить колы.
В кино сейчас одни инопланетяне и монстры. А я думаю, главная задача искусства — воспитание души. На курсах из нас делали честных художников. Кино — поступок. Каждый фильм — это ваш поступок. Даже если это учебный фильм или короткометражка, это сопровождает вас всю жизнь. Я не сделал ни одной картины, под которой бы я не подписался», — считает Игорь Масленников.
День без лжи
Фильм «Завтра, третьего апреля» создан по мотивам рассказов Ильи Зверева. В картине затрагивается тема правды.
Фильм учит, что правдой можно все сломать и изуродовать. Шестиклассники решают провести хотя бы один день без вранья, и с ужасом осознают, что всем говорить правду нельзя, ей можно ранить и обидеть человека. На кастинге ассистенты режиссера отсмотрели 6000 шестиклассников.
«Этот фильм — детская картина. Главная задача была — найти детей, которые не занимались в театральных студиях. Нам нужны были не мастера лицедейства, а те, кто органично смотрится в кадре. Это ребята 12-летнего возраста.
Прошло уже почти 50 лет, они уже все пенсионеры, а некоторые из них стали актерами. Например, Наташа Данилова теперь народная артистка. Костю Райкина мы отобрали, потому что у него вид бандитский. У Кости было одно удивительное свойство: изображать всяких животных, начиная от лягушки до тигров и пантер. Он был замечательный притворщик», — рассказывает Масленников.
В зале присутствовала Елена Юрьева, снимавшаяся в детской массовке. Их класс целый месяц вместо уроков возили на съемки. Они должны были выбегать из школы с радостными криками.
Мужчины меня не интересуют
Масленников однажды задумал проект «Похищение Европы», короткометражный фильм о Европе и ее прекрасных городах. Задумка была в том, чтобы в конце показать, что весь фильм сняли в Ленинграде.
Масленников уверен, что Петербург — уникальный город. Если его любить по-настоящему, то в нем можно снимать какие угодно места, хоть Англию, хоть Францию. Игорь Масленников считает Петербург своей родиной. Ему не было года, как он уже был в Ленинграде. Он прожил здесь половину блокады, закончил школу и университет. Режиссер учился на филологическом факультете ЛГУ и стал специалистом по русскому языку, литературным сотрудником газеты.
«Все, что происходило в моей жизни — это случайно. Я должен был быть архитектором. А стал режиссером. В кино у меня есть своя аудитория: дети и женщины. Меня мужчины не интересуют абсолютно, ни драками, ни погонями.
Мне всегда была интересна женская судьба. Я сделал довольно много детских фильмов. И даже Холмс нацелен на детскую аудиторию. С детьми надо говорить, как с нормальными людьми. Если дети вам не интересны, то это ваш физиологический изъян.
У меня уже довольно много внуков и правнуков. Моя внучка вышла замуж за американского норвежца и родила симпатичных детишек, наполовину русских, наполовину норвежцев. Они все говорят по-русски, внучка за этим тщательно следит», — улыбается режиссер.
Журналист: Виктория Лихачева