В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене российские баскетболисты триумфально обыграли американцев, которые уступили лидерство впервые за 36 лет. Сегодня, в 2018-м году, фильм об этом событии «Движение вверх» стал самым кассовым в истории российского кино. В петербургском кинотеатре «Синема Парк» состоялся специальный показ, который посетили актеры Кирилл Зайцев и Джеймс Тратас.
Кирилл Зайцев исполнил в картине роль Сергея Белова — легендарного баскетболиста, по одноименной книге которого и был поставлен фильм. Вместе с Кириллом мы попытались раскрыть секрет успеха спортивной экшен-драмы.
Piterzavtra: «Движение вверх» — самый кассовый российский фильм в истории. Приступая к съемкам, вы могли предположить подобное?
Кирилл Зайцев: Успех картины невозможно предугадать. Особенно если речь идет о российском фильме о баскетболе. Это не наш спорт, это спорт американский. Другое дело, если бы речь шла о хоккее или фигурном катании… Но это действительно очень интересная история, которую Студии ТРИТЭ, Леониду Эмильевичу Верещагину и режиссёру Антону Мегердичеву удалось развить. [ТРИТЭ — творческо-производственное объединение, созданное Никитой Михалковым в 1987 году; Л. Верещагин — генеральный директор студии. — Прим. ред.]
«Движение вверх» находит отклик в сердцах зрителей. Оказывается, что эта история не о баскетболе, она — о дружбе, о мечте, о романтической любви и о любви к Родине, о людях той эпохи. Сегодня спортсмены такого уровня — миллионеры, а в то время на баскетбольной площадке сражались не за большие гонорары, тогда были немного другие ценности.
Piterzavtra: Можно ли говорить о том, что российское кино выходит из кризиса?
Кирилл Зайцев: Это не моя задача — решать, выходит наше кино из кризиса или нет. Я полон сил, мне хочется работать! Давайте будем делать хорошие фильмы по хорошим сценариям. Скажу за всех актеров: мы готовы играть, погружаться в роли и сниматься в качественном кино!
Piterzavtra: После такого успеха ваши профессиональные цели изменились?
Кирилл Зайцев: Когда тебя знают, естественно, тебя чаще приглашают на кастинги, но не могу сказать, чтобы это внутренне для меня что-то изменило. Мой жизненный план остается прежним: работать и сниматься в хорошем кино.
Piterzavtra: Любой успешный фильм, особенно фильм, основанный на реальных событиях, не обходится без критики. На ваш взгляд, где та грань, когда допустимы некоторые изменения в пользу художественности?
Кирилл Зайцев: Для меня как лакмусовая бумажка то, что лента собирает три миллиарда рублей, зрители вдохновляются, спортсмены смотрят фильм перед Олимпиадой, а это о чем-то говорит. Значит, все уступки, на которые пошли ради художественности и создания этого произведения, были оправданы.
Piterzavtra: Вы много тренировались ради роли?
Кирилл Зайцев: Я тренировался все свободное время, использовал любой подходящий момент. Хотел почувствовать, что такое игра: чтобы товарищи и поругали, если не забиваешь, и похвалили за хороший результат. Надо было повариться в игре. До этого я в школе занимался баскетболом, но для фильма этих навыков было мало.
Допустим, если бы я играл хирурга, я бы старался проводить все время в операционной. Нужно прочувствовать, что человек испытывает, ощутить степень его сосредоточения, погрузиться в его жизнь. Во время работы над «Движением вверх» мне очень помогала книга Сергея Белова, которая так и называется «Движение вверх», она для меня послужила основой в изучении характера великого спортсмена.
Piterzavtra: Сколько раз вы ее перечитывали за время съемок?
Кирилл Зайцев: Очень много. Эта книга была не то что настольной, она была карманной. Во время съемок я перечитывал ее практически каждый день.
Piterzavtra: «Движение вверх» снимали по 2–3 минуты экранного времени в день. На сцену, в которой игроки радуются триумфальной победе, ушло несколько часов. Сложно так долго радоваться?
Кирилл Зайцев: В этом и заключается работа актера: раз за разом проживать одно и то же. Это очень трудно. Сначала на площадке атмосфера действительно была очень радостная: все погрузились, все были заряжены, но потом был второй дубль, третий… И так снова и снова. Было сложно, но мы это сделали!
Piterzavtra: Вы учились в Академии имени адмирала С. О. Макарова. Сегодня с какими чувствами вернулись в Петербург?
Кирилл Зайцев: С удовольствием! Я всегда возвращаюсь в Петербург с очень хорошим, добрым и теплым чувством. Это город, в котором хочется жить. Я иду по питерским улицам и всегда вспоминаю песню Розенбаума: «Налетела грусть, ну что ж, пойду пройдусь, ведь мне ее делить не с кем…» Здесь есть какая-то магия. Если ты жил в Петербурге, ты ее чувствуешь. Очень люблю этот магический город.
Piterzavtra: У вас есть так называемые «книги-друзья», которые вы постоянно перечитываете. Назовете одну?
Кирилл Зайцев: Одну? Хорошо, я вам открою название одной. Хочется, конечно, сказать, что это «Движение вверх», но нет. Назову «Мою жизнь в искусстве» Константина Сергеевича Станиславского.
Интервьюер: Ксения БОРИСОВА (the_ksenya)
Фото: Vteme