Михаил Расходников – российский режиссёр, сценарист. Известен по фильмам «Эластико», «Дорогой папа» и «Временные трудности». Его картины получают признание на кинофестивалях не только в России, но и за рубежом. В кинотеатре Художественный на премьере фильма «Номер один» Михаил рассказал Piterzavtra, почему стоит смотреть эту картину, как менялся сценарий, поделился яркими историями со съёмок и подготовке к ним, а также объяснил, что для него главное в актёрах.
Интервьюер: Агния Щерба
Piterzavtra: Расскажите о фильме «Номер один». Почему его стоит смотреть, и чем ваш проект отличается от остальных?
Михаил Расходников: Меня эта история очень заинтересовала. На первый взгляд — это авантюрная история про мошенников, похищение картины «Номер один» белорусско-американского художника, но внутри неё спрятана большая человеческая история с переворотом. Только потом вы узнаете, что настоящая цель не совсем эта картина. Хотя я могу приоткрыть завесу, раз совершают мужчины, то мотив один — всё ради женщины, поэтому целью является большая грандиозная афёра, которую зрители увидят в фильме.
Piterzavtra: К каким человеческим ценностям ваша картина призывает, чему учит?
Михаил Расходников: Ого! Вы вообще не в бровь, а в глаз. Если я сейчас открою всё, будет совсем не интересно. Там речь идёт и об отношении семейной пары, отца и дочери, двух братьев, молодой влюбленности.
Piterzavtra: Расскажите какую-нибудь историю об этой картине, которая сейчас вспоминается?
Михаил Расходников: Во-первых, история этой картины интересная, я о ней услышал от моих друзей. Дело в том, что человек, который занимался когда-то предсценарием этого проекта, совершил невероятную афёру в Москве. Многие мои друзья пострадали от неё. Он взял деньги на эту картину в Москве и скрылся, т. е. оказался такой неожиданный мошенник, который провернул много всего и с очень большой суммой в десятки миллионов, а, может быть, даже сотней, скрылся за пределы страны. Первоначально сценарий писал Тихон Корнев, автор предыдущей моей картины. Эта история была чуть с другим парнем, копией одного из друзей Оушена, что не очень мне близко, и поэтому мы долго ломали голову сценаристам, как дать этой картине новый смысл, цель и придумывали эти ходы. Удивительно, что даже место, где это происходит, было совершенно не похоже на то, что есть. Когда мы приехали в Питер, я понял, что эта картина должна быть именно здесь, и у нас всё и сложилось: основная завязка, персонажи были перепридуманы в этом городе. Мы доработали сценарий, и основные съёмки проходили здесь.
Временные трудности, которые подстерегают на сейчас — это всё ерунда по сравнению с тем, что происходило на съёмках. Начиная просто с мелочей, например, о самой картине «Номер один». Мы писали сценарий, имея в виду картину «Номер один» — «Красный. Желтый. Синий», которая была продана на аукционе в 16 году за 80 млн. евро. Когда мы приступили к съёмкам, мы обратились к наследникам. Они сказали, что они не могут предоставить права на эту картину, потому что это закрытая сделка, и человек, который заплатил такие деньги, не разглашен и прав у них нет. Это была катастрофа. Как можно было снимать, когда очень много было завязано именно на названии картины. Я попросил наследников дать любую другую картину, которая могла бы быть символом любви.
Мне прислали небольшой каталог, и вдруг я вижу картину, что по сердцу и внизу название «Номер один». Я позвонил наследникам, они сами были удивлены такому совпадению и, конечно, предоставили права. Эту картину мы и использовали в съёмках. Было много всего интересного. Мы снимали довольно экстренно большую, такую важную часть и главный момент происходил на крыше и получилось так, что нам можно было снимать только на крыше «Балтийского дома» и только в эти сроки. Эта высота очень опасная, и надо было ещё локацию найти и возвести. Съёмки там возможны только в том случае, если не будет дождя и ветра, потому что при ветре мы улетаем оттуда, там просто невозможно стоять, а при любом дожде соскользнём. Каким-то чудом в три съёмочных дня, которых мы снимали, установилась тишь. Когда мы стали снимать три дня всё прошло хорошо, а на четвёртый день, когда все спустились на обед, пошёл мелкий дождик и на крыше остался только один каскадер. Он слетел с крыши. Хорошо, что это каскадёр, и он сориентировался. Мы поняли, что мы не сможем продолжать, но за обед — за какой-то час солнце высушило крышу, и мы всё-таки досняли. Огромное спасибо городу Санкт-Петербургу. Эта картина вдохновлена этим городом, и он разрешил нам её доснять. Это большая честь представить эту картину в моём любимом городе.
Piterzavtra: Как менялись герои от первоначального чернового сценария до окончательного?
Михаил Расходников: Первоначально, там была совсем другая история, персонажи. Предварительно, я уже проводил пробы, и знал, что у нас будет Глеб Олегович Янковский и Митя — главный герой в фильме «Эластико», Николай Шрайбер, один из главных героев «Дорогой папа». Я знал персонажей и прорабатывал сценарий непосредственно под актёров, а на съёмках мы его насыщали, постоянно советовались. Мы очень много обсуждали мотивы и события — эту тонкую грань. Экспериментальная ситуация была для Филиппа Янковского — первая роль в комедийном жанре. Мы искали для Мити нужный образ, всё время сомневались и находили, поэтому работа шла до самого последнего дня, а финальный монолог был придуман даже на монтаже. Это такой непрерывный творческий процесс, который зависит от всей команды и других съёмочных моментов.
Piterzavtra: Никита Михалков рассказывал, что для него в актёре главное — юмор и умение молчать, а что для вас главное в актёре?
Михаил Расходников: Честность отношения к профессии, к роли и погружённость в неё. Мы выходим на поле боя и очень важно, чтобы каждый, особенно актёр и режиссёр шли плечом к плечу, чувствовали друг друга, знали и готовы были пойти на всё. Я очень благодарен, что актёры, которые участвовали в нашей картине, шли на всё с огромной самоотдачей, т. е. отдавались роли, погружались в неё, а иногда это очень не просто, т. к. они снимались и в других проектах. Рина приезжала, не спала несколько дней, а ей надо было собраться в ту же секунду и войти в образ, в то состояние, в котором мы репетировали, и она это делала несмотря не на что, поэтому честность и вовлечённость — это самое важное.
Piterzavtra: Как вы относитесь к тому, когда актёры предлагают свои идеи?
Михаил Расходников: Да, такое бывает довольно часто. Я, несмотря на то, что мы обсуждаем все линии и мотивации — это всегда вселенная, которая может повернуться на 99 градусов. Когда актёр что-то предлагает, то мы делаем актёрский дубль, потому что иногда на монтаже самые неожиданные вещи оказываются рабочими, поэтому я стараюсь не отказываться, а, наоборот, с благодарностью принимать идеи.
Интервьюер: Агния Щерба
Фото: Мария Пляскина
P.S.: Особую благодарность выражаем кинотеатру «Художественный» и Мартьяновой Елене, за помощь в организации интервью для нашего издания