Фильмы в переводе Гоблина смотрели все. Дмитрий Гоблин Пучков не нуждается в представлении и громких словах. Он сам говорит столь откровенно, интересно и ярко, что остается только записывать. Корреспонденты «Питерзавтра» поговорили с Дмитрием Пучковым о тонкостях работы переводчика, кинопрокате и немного о политике.
Piterzavtra: Традиционно первый вопрос о Петербурге. Какие у вас любимые места в городе?
Goblin: Конкретное место назвать не могу. Поскольку живу в центре, всё время хожу пешком, для размышлений. Хожу, смотрю. Мне везде хорошо, везде нравится.
Piterzavtra: Как вы расцениваете закон о запрете мата?
Goblin: Как некие проявления умственных сдвигов у людей. Что там от кого хотят предостеречь, мне непонятно. Я родился, вырос в Советском Союзе в военном городке, всем нехорошим словам меня научили к шести годам, когда никакого американского кино не было, был железный занавес и полностью отсутствовала какая бы то ни было похабщина. И ничего во мне не изменилось от того, что эти слова я знаю с пяти лет.
Есть какие-то приличия — где можно ругаться, где нельзя. Но у нас же свобода теперь, в том числе свобода творчества. Наверное, автору виднее, что и как он хочет делать. Если кино про милицию, полицию, армию, мне как бывшему военнослужащему и сотруднику органов внутренних дел вообще непонятно, как герои могут обходиться без мата. В жизни такие персонажи не ругаются, а разговаривают вперемешку с матюгами. Это обычно мужской коллектив, внутри него так общаются.
Если творец снял такое кино, напишите на афише, что оно 18+, и детей не пускайте. Показывайте его на вечерних сеансах и билеты сделайте дороже, а я взрослый и сам как-нибудь разберусь, хочу я смотреть или не хочу. Почему мне кто-то должен что-то навязывать? В 18 лет меня призвали в вооруженные силы, дали автомат и научили убивать людей, а к 50 выяснилось, что нельзя слушать, как матом ругаются. Чушь! Я резко отрицательно и по личным мотивам отношусь, поскольку они мне бизнес зарубили на корню одним дурацким указом. Что от него стало лучше? «Дом 2» как шел по телевизору, так и идет, а они спасли нацию от морального разложения. Чушь.
Piterzavtra: Нужны ли квоты для российского кино в прокате?
Goblin: Я согласен и поддерживаю, но понимаете, как получается: если выходят «Трансформеры», «Аватары», «Звездные войны», то они собирают деньги. Любой владелец кинотеатра это прекрасно сознает. «Звездные войны» вышли, значит, только их должны показывать, потому что на них идут больше всего, они соберут больше всего денег. Нужна ли какая-то квота? Я бы сказал, что нужна. Потому что если непрерывно выходят «Звездные воины», «Аватары» и «Терминаторы», то вообще ничего своего не покажешь, просто не возьмут их в кинотеатры.
Кинотеатр — это частная лавочка, его владелец деньги зарабатывает. Это странно, понимаете: я продаю джинсы Levi’s, а мне говорят, что треть товара у меня должна быть липецкой фабрики «Пальто». Я согласен, но их продукцию никто не покупает, а место на прилавке она занимает, зачем мне это? Вывод примитивный: откройте свои кинотеатры, государственные, как в СССР. Считается, что в Америке чудовищно развита киноиндустрия. Там 15 тысяч экранов, а у нас, точно не помню, но до 15 тысяч очень далеко. Для справки: в СССР было 50 тысяч экранов, считая сельские передвижки и прочее. Всё это угробили благополучно.
Сейчас проекторы стоят копейки, цифровые копии вообще ничего не стоят. Поставьте их в райцентры, дома культуры. В своих кинотеатрах, казенных, показывайте что угодно. Там можно ничего американского не показывать, а крутить только, например, «Левиафана» Звягинцева и озолотиться с этого дела. Я уверен, битком залы набьются. Нельзя навязывать людям, которые вложили свое бабло, построили мультиплексы, давать убыточные показы. Есть примитивнейшие исследования, что когда зрители приходят в кинотеатры и видят отечественную афишу, 50% из них разворачиваются и уходят. Есть уже идеи, что на двух сеансах в день должны показывать отечественные фильмы. Если бы у меня был кинотеатр, то я давал бы их в 6 и в 8 утра, а в остальное время зарабатывал деньги.
Piterzavtra: А что делать, чтобы люди пошли в кинотеатры? Что нужно изменить в нашей киноиндустрии, чтобы приходили на отечественное кино? Это вообще возможно?
Goblin: Уже всё, проехали. Я, например, старорежимный, меня в моем советском детстве учили, что в публичных местах, в кинотеатрах и театрах, нельзя жрать, а теперь наоборот все жуют, разговаривают, звонят по телефону, входят, выходят. Что это такое? Физически не могу смотреть фильм, хочется кого-нибудь избить. Поэтому у меня дома здоровенный телевизор, хороший звук, и там всё видно и слышно лучше, чем в кино. Хожу только когда зовут на премьеры, где люди собираются именно смотреть кино.
Многие ходят вдвоем: мальчик с девочкой. Она решает, что смотреть, он покупает билеты. Грубо говоря, 1000 рублей за билеты отдали. Пришли, хрючева надо взять — еще 1000. Далеко не каждый готов столько платить. Самое главное — за что? Большинство фильмов даже один раз смотреть не надо. Вас часто так цепляет, чтобы 2–3 раза фильм посмотреть? Такого практически уже не бывает. Две тысячи отдать за то, что ты посмотрел, вышел и сказал: «Дрянь!» В результате все всё скачивают.
Для скачивания есть ориентиры, кинокритики — люди, которые очень глубоко в материале, отличают Хичкока от Омара Шарифа, что нехарактерно для граждан. Большинство даже фамилий таких не знает, не говоря уже о том, чтобы смотреть какого-то «Гражданина Кейна», понимать, откуда ноги растут. Это им неинтересно, они просто по субботам ходят в кино. Я когда-то писал заметки, где людям объяснял: вот этот фильм хороший, а этот плохой, этот надо срочно смотреть, а этот — пинать сапогами. Потом мне вежливо заметили: «Дмитрий, по твоим словам, в эти выходные одно барахло, а мы всегда ходим на выходных в кино. Хочешь сказать, нам не надо идти в кино? Просто рассказывай, про что фильм, а мы сами определимся, смотреть нам или нет». Я подумал и стал рассказывать именно так: что это фантастика, режиссер такой, актер такой, это про космос, это про уголовников, а это мультик, а это ужасы. Сразу претензии прекратились. То есть не надо фильмы оценивать, достаточно сказать, что это такое.
Я сказал, что фильм хороший, зрители посмотрели — действительно, хороший. Про второй меня послушали, посмотрели — опять хороший. А дальше они безоговорочно верят. И это не вопросы вкуса, они просто верят. У меня у самого такой товарищ есть, который по 30 фильмов в месяц смотрит и потом докладывает, что вот это крепкая пятерка, эти два на четверку, остальное вообще не смотри. Он как фильтр для меня, а для других я фильтр. Вот такие у зрителей ориентиры, а фильмы они смотрят в сети, где всё ворованное: в каких-то онлайновых кинотеатрах либо скачивают с торентов. Какой смысл в кино ходить? Это должно быть некое событие. А событийность меня тоже удивляет.
Когда проходит в Питере, в Москве, в Каннах, в Лос-Анджелесе кинофестиваль, собираются серьезные люди: режиссеры, актеры, знатоки, а зрители никакие фильмы оттуда не видят. Вы видите, что в Каннах показывают или здесь на фестивалях? Нет. А почему, хотелось бы узнать? Почему я не могу это посмотреть? А в чем смысл? Где охват аудитории? Покажите в интернете, я тоже посмотрю, мне тоже интересно. Тем более, что в Каннах есть конкурсная программа, где Ларсы фон Триеры и прочие, и есть рынок, где «Трансформеров» продают и всё остальное, что бабки приносит, и смотреть интересно только там, а конкурсную программу никто не будет смотреть, как специалист по деньгам говорю. Выпустили «Антихриста», дальше он у нас в каком-нибудь одном кинотеатре «Аврора» на одном сеансе полгода идет, его не смотрит никто. Он там идет просто потому, что казенный кинотеатр. А если человек живет где-то в глубинке, он лишен этого счастья, он не может приехать сюда, прийти на фестиваль.
Есть конторы, которые не боятся: вот премьера в кинотеатре, это же можно за деньги показывать по телевизору. Дорого, но зрители покупают, смотрят, и это хорошо, зачем их в кинотеатр заманивать?
Piterzavtra: Как вы с пути милиционера перешли на творческий путь переводчика, блогера?
Goblin: Денег мало платили. Когда в 92-м году устроился на службу, зарплата была 26 долларов США, а когда уволился в 98-м – 180 долларов. Это был серьезный рост, но всё равно мало. А кино тогда переводили отвратительно, на слух. Фильм включали и тут же переводчик наговаривал. Синхронный перевод очень сложно делать, единицы это умеют, даже среди весьма талантливых переводчиков. Надо слушать оригинал и одновременно говорить по-русски, это очень тяжело.
На съездах, конгрессах синхронисты работают по 15 минут, это серьезная нагрузка на мозг и на весь организм. А чтобы полтора часа сидеть в микрофон кричать — таких вообще не бывает в природе. Когда персонаж сказал три предложения, переводчик из них понял два, перевести успел одно, в шутку не врубился. Он даже одно предложение сказать не успевает. В результате получается не перевод, а приблизительный пересказ. Кого-то это устраивает. Люди иностранных языков не понимают, и переводы эти они в детстве слушали, им страшно нравится. Мне не нравится. Я слышу, что он говорит не о том, что-то совсем не переводит, а фильм-то отличный, шедевров-то много. Вот я и принялся самостоятельно делать как следует. Начал еще в 95-м году, когда служил, но времени не хватало и компьютеров не было, всё надо было от руки писать, это долго, муторно. Потом уже, когда уволился, в начале 2000-х, появились DVD, которые выходили с субтитрами. Это позволило резко повысить качество перевода, потому что на слух ряд вещей вообще понять невозможно. Переводить письменный английский текст в русский — единственный способ, при котором получается действительно хороший результат.
Любой перевод состоит из трех стадий: во-первых, надо понять, о чем говорят (процентов 70 переводчиков с этим не справляются), во-вторых, сказать это по-русски, а на третьем этапе получившийся текст отредактировать. Английская фраза всегда на четверть короче, чем русская, поэтому нужно постараться придать переводу афористичную форму, коротко и емко чтобы было, и от темы не отклоняться. Это весьма непросто. Знание языка и умение переводить — вообще разные вещи.
Иногда мне мешает отсутствие специального образования. Есть фильмы, в которых некоторые тонкости мне непонятны. Я понимаю, о чем речь, но как стилистически правильно перевести — не знаю.
Потом, когда я, так сказать, в официальное русло перешел, мне предложили перевести «Рок-н-рольщика» Гая Риччи. Я его стремительно перевел и озвучил, читая по бумажке. Читал текст и видел: здесь не так, тут не так. В общем, после первого же показа всё исчеркал, где-мне что-то не понравилось, исправил. На втором показе исчеркал примерно столько же. В общем, я фильм показал 20 раз и каждый раз всё исправлял. Знаю, что у меня здесь шутка, а народ не смеется. Значит, шутки нет в переводе, надо понятнее сделать. Это как репетиции в театре. На Мосфильме, например, один переводит, другой руководит актерами, а актеры говорят, и это разные люди. У меня получается, что это мой текст, и я сам его выкрикиваю. То есть я как репетицию провожу. Хороший перевод получается, когда два раза его озвучишь и исправишь два раза.
Piterzavtra: Сейчас идет информационная война. На ваш взгляд, правда всегда выходит наружу?
Goblin: Скажу страшное: для вас правда — это то, что выгодно лично вам. В массе ситуаций нет никакой середины: есть либо черное, либо белое, либо свои, либо чужие. Когда говорят, что в США жить лучше, чем у нас, это не значит, что я живу среди скотов и являюсь скотом сам, хотя именно это и подразумевается. То есть мы народишка негодный. Как это негодный? Самый, что ни на есть годный. Чем я плох, скажите пожалуйста? Есть какая-то так называемая правда и для них, и для нас. Для них хорошо одно, а для нас — другое.
Чего вы родной стране хотите? Я безотносительно любви к Путину и прочего. 20 лет реформами занимались, а сейчас кругом задница и война на пороге. Расскажите, где у нас заводы, которые выпускают бомбы, танки и самолеты. Нет их? А куда делись? Думаете, что все нас любят? Никто не любит, и никому мы не нужны, кроме самих себя. Это глупо — разломать всю промышленность и кричать, что мы в дружной семье народов. Ни в какой мы не в дружной семье. Это как бизнес. Есть конкуренция, поскользнулся — тебя еще добьют сзади, чтобы ты упал. Еще до земли не долетел, у тебя уже карманы вывернули. С поломанной ногой, без денег, без телефона: среди товарищей упал нечаянно. Так и государства. Большие государства, как говорил Стэнли Кубрик, ведут себя как бандиты, а маленькие — как проститутки. Если мы большие и вокруг нас бандиты, надо про это помнить и адекватно отвечать. Если все вокруг с кастетами, то и ты должен быть с кастетом.
Я не к тому, что всем надо вооружиться. Вооружение — это в первую очередь экономическая мощь. Если ты экономически мощный, значит, у тебя и танки хорошие, и самолеты. А сейчас что получается? Иосиф Виссарионович с Лаврентием Павловичем понаделали атомных бомб и оставили, поэтому нас боятся трогать. Так-то давно бы уже порвали, сначала по Уралу, а потом вообще на куски, и осталось бы Московское княжество, и это была бы вся Россия. Хорошо это? Для Запада безусловно. Они 500 лет планету грабят, потому что они умные и сильные, а мы дураки должны им всё отдать. Это неправильно, заботиться надо о себе. Всех нужно уважать, но и тебя уважать должны. А теперь интернет есть, через который всё видно и слышно.
Текст: Олег КОЗАК, Ксения БОРИСОВА (the_ksenya)