Корреспондент Piterzavtra побеседовал с Игорем Грабузовым, исполнителем сразу нескольких ролей, в том числе роли профессора Немура, в спектакле «Эффект Чарли Гордона» (режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова).
Спектакль «Такого Театра» по мотивам романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» идет на театральных подмостках Петербурга с февраля 2015 года, каждый раз собирая полные залы.
Piterzavtra: У вас есть любимое место в Петербурге?
Грабузов: Я родился в Петербурге. Любимое место — Каменный остров. В детстве я там часто бывал. Мне кажется, там отдельный, особенный мир.
Piterzavtra: У вас в спектакле сразу несколько ролей. То, что вы играете именно этот набор персонажей, несет в себе какой-то скрытый смысл или это случайность?
Грабузов: Вообще, это вопрос к режиссеру. У нескольких актеров в спектакле есть череда ролей. Например, Юлия Гришаева играет всех Роз — это линия женской судьбы. У меня, наверное, линия отцовства. Профессора Немура, моего основного персонажа, можно назвать отцом Чарли, я же играю и собственно его биологического отца Мэтта Гордона. Еще есть аутист — я сам принес такой этюд, я принес, значит, я и буду играть.
Piterzavtra: Еще один вопрос, который, может быть, лучше адресовать режиссеру, но тем не менее: очень заинтересовала сцена, когда вы превращаетесь из аутиста в профессора… А в этой сцене есть скрытая идея?
Грабузов: Я думаю, это ирония. Дань современному искусству, поиску форм. Это мое мнение.
Piterzavtra: Сложно ли переключаться с одного персонажа на другого в одном спектакле?
Грабузов: С одной стороны, легко, но, с другой стороны, без долгой работы, наверное, очень сложно: ты должен четко понимать, что ты делаешь. Это в тебе живет, ты в определенный момент просто выпускаешь: один уходит, а другой появляется. Вообще актерское искусство — это очень сложно. Я считаю, что в принципе легко ничего не дается. То, что получается легко, зачастую ничего не стоит.
Piterzavtra: Спектакль очень успешен. В нем есть смысл, отличная актерская игра, интерактивные, технические элементы. Но если выделить главную составляющую успеха, что это будет, на ваш взгляд?
Грабузов: Весь наш молодой коллектив (и режиссер в первую очередь) пытается создать нечто новое, синтезируя старые и новые приемы. Мне кажется, это привлекает. И главное, что в отличие от многих современных произведений искусства, где за формой ничего нет, мы старались особое внимание уделить содержанию. У нас есть и форма, и содержание. Мне кажется, «Эффект Чарли Гордона» сочетает в себе несочетаемые вещи. Спектакль собирает разношерстную аудиторию, и каждый находит в спектакле какой-то свой момент.
Piterzavtra: В спектакле речь идет о норме. Что для вас значит это понятие?
Грабузов: Не могу сказать, что для меня норма — это понятие с отрицательным знаком. Но все равно, я считаю, что норма — понятие, ограничивающее любые возможности. Не всегда нужно равняться на норму. В принципе, норма — это человек. Где человек, там и общество. Норма меняется, потому что человек меняется.
Piterzavtra: Что вы тут видите?
(Мы показали Игорю изображение, подобное которому используется в тесте Роршаха; в книге и в спектакле главный герой Чарли до операции видел на таких картинках чернила — ред.)
Грабузов: Я вижу здесь двух сказочных оленей, которые пляшут над фонтаном. А сверху их окутывает огромная летучая мышь-вампир.
Беседовала: Ксения БОРИСОВА (the_ksenya)
P.S.: Особую благодарность выражаем Ксении Журавлевой за организацию интервью.