Московский Губернский театр представил требовательной детской публике масштабную постановку питерского режиссера Алексея Серова «Остров сокровищ» по роману Стивенсона. Роль одноногого пирата Джона Сильвера сыграл художественный руководитель МГТ Сергей Безруков. Во время антракта актер рассказал журналистам о своей роли, масштабных декорациях, некоторых творческих планах и ответил на вопрос, использует ли он методы Джона Сильвера в своей работе.
Сложнее играть в спектакле для детей или для взрослых?
— Я думаю, что для детей играть ответственнее, потому что они воспринимают все абсолютно чисто, абсолютно искренне. Дети чувствуют фальшь, чувствуют, когда актеры играют спустя рукава. Поэтому от меня как от артиста требуется, чтобы во взаимоотношениях на сцене была правда. У меня есть спектакль, который я играю, «Маленький принц». Вот там я общаюсь с детьми просто интерактивно, я буквально играю с ними в песочнице.
Кому принадлежит идея поставить спектакль «Остров сокровищ»?
— Это наша с Лешей Серовым идея. Спектакль идет уже года три. Играть пирата — сплошное удовольствие, я возвращаюсь в детство. Это огромный блокбастер. Мне кажется, с таким размахом детям и нужно показывать спектакли.
Рассчитывать на прокатчиков очень сложно: чтобы вывезти такой большой спектакль, нужно задрать цены на билеты. А цены на эти два спектакля, которые здесь, в Питере, мы показываем, доступные. Нам это удалось благодаря поддержке со стороны Министерства культуры и губернатора Московской области, а также благодаря нашим прокатчикам, которые взялись за нашу детскую программу «Губернский театр — детям» и помогли осуществить нашу мечту. Без поддержки вывести такой масштабный спектакль просто нереально. Прокатчики сказали, что можно было бы поставить еще четыре спектакля, потому что спрос очень большой, билетов нет.
Надеюсь, что это не последний спектакль в нашей программе «Губернский — детям». «Маугли», допустим, я рекомендую, если у нас получится его привезти. Это такой же детский блокбастер и с таким же размахом. Сейчас я возглавляю программу «Театры — детям», но МГТ в эту программу не входит, потому что мы взрослый драматический театр. Та программа рассчитана на тюзы и кукольные театры.
Расскажите, пожалуйста, о центральной декорации к спектаклю.
— Это отличная шхуна, поверьте мне (смеется). Она может превращаться из трактира в настоящую «Испаньолу». Сегодня перед самым началом спектакля у нас отказал механизм: центральной мачты нет. Однако все равно эффекта мы достигли: паруса подняты, мы все плывем, и «Испаньола» плывет. Она у нас живая, она двигается, плавает.
А почему вы решили изобразить Сильвера в таком романтическом ключе? Обычно он пожилой, опытный волк.
— Пожилой опытный волк? Вы, по-моему, мне льстите (смеется). Мне 44 года, а по тем временам — это старики, которые в море уже не выходили.
Дело не в возрасте, а в образе…
— Он же судовой повар. Бандиты бывают разные. Если чудовище режет на камбузе картошку, готовит вам обед, вы вряд ли будете его есть.
Здесь сам образ Джона Сильвера очень непрост, особенно в финале, ему начинаешь симпатизировать. Он может и обмануть, но, когда он понимает, что дела плохи, он вступается за Джима не ради выгоды. Недаром в спектакле есть фраза, ее нет у Стивенсона, такая хорошая, добрая отсебятина, которую я сам придумал: «Ты, может быть, единственный человек на судне, которого я по-настоящему рад видеть. Ты мне напоминаешь меня, когда я был совсем мальчишкой». Это ощущение взрослого, который видит мальчишку, увлеченного морями, океанами, путешествиями. Сильвер сам когда-то был таким же мальчишкой, просто пошел немножко не по той дороге. Он мог бы вырасти хорошим Джимом Хокинсом, но стал пиратом Джимом Сильвером. Но что-то детское, ранимое в нем осталось, поэтому он довольно обаятельный человек. Поэтому он и капитан. Я думаю, что капитан должен быть очень обаятельным человеком, чтобы управлять таким огромным кораблем, чтобы команда его слушалась.
В театре вы используете методы Джона Сильвера?
— Я стараюсь быть хорошим политиком в театре, демократом. Хотя иногда диктат нужен, особенно, когда артисты начинают повально сниматься в кино, и репетировать некому. Это хорошо, когда снимаются, но ведь кто-то должен еще играть спектакли. И вот тогда я превращаюсь в Джона Сильвера (улыбается).
У вас есть любимая экранизация романа Стивенсона?
— Я смотрел много вариантов «Острова сокровищ». Для меня самый любимый — это «Остров сокровищ» с гениальным Олегом Борисовым. Фильм роскошный, правдивый, настоящий.
А какие книги вам нравились в детстве кроме «Острова сокровищ»?
— «Мэри Поппинс», многое из советской литературы. То, что сейчас дети уже редко читают. Недавно я записал «Денискины рассказы» [Цикл рассказов советского писателя Виктора Драгунского. Прототипом главного героя стал сын писателя Денис. — Прим. ред.]. Мы с фондом Усманова делаем такой благотворительный проект, скоро большая презентация. Я надеюсь, что те, кто послушает «Денискины рассказы», с удовольствием почитают их детям или поставят диск. Это еще советские рассказы, столько времени прошло, но я с таким наслаждением их читал! И плакал, и смеялся. «Арбузный переулок» нужно давать читать всем детям.
Денис Драгунский слышал об этом?
— Думаю, мы пригласим его на эту презентацию. Естественно, мы спрашивали разрешения. Он не против, наоборот, он за. Там есть правообладатели другие, но он со своей стороны не возражает.
Текст: Олег КОЗАК, Ксения БОРИСОВА (the_ksenya)
Фото: Vteme (Александр Самойлов)