С 24 по 27 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге пройдёт юбилейный
XV Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов «Море зовет!».
Главными целями кинофестиваля являются: пробуждение в обществе морского
сознания; позиционирование России как великой морской державы и Санкт-Петербурга как ее морской столицы; содействие росту общественного внимания к морской проблематике, вопросам военной истории, экологии и охраны окружающей среды, а также реализация Президентской программы военно-патриотического воспитания молодежи.
Высокий уровень конкурсных работ обеспечивает многолетнее партнерство
кинофорума с Тулонским кинофестивалем, Страсбургским фестивалем подводного образа и Океанским международным кинофестивалем (Сан-Франциско, США), а также созданным в 2009 году (при непосредственном участии кинофестиваля «Море зовёт!») международным кинофестивалем «Люди и корабли» (Киев, Украина).
Проводит кинофорум АНО «Международный кинофестиваль морских
и приключенческих фильмов «Море зовёт!» в тесном партнерстве с Морским советом при Правительстве Санкт-Петербурга, а также при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Активное участие районных администраций позволяет значительно расширить географию мест публичного показа, а широкая доступность стимулируется тем, что все мероприятия фестиваля проводятся бесплатно. Таким образом, шедевры мировой кинодокументалистики смогут увидеть тысячи жителей и гостей нашего города.
Юбилейный кинофестиваль проходит в Декаду биоразнообразия,
провозглашенную ООН (2011-2020) и отмечен такими важными датами как: 315-летие Санкт-Петербурга, 235-летие присоединения Крыма к России, первое российское кругосветное плавание под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, которое началось 215 лет назад в Кронштадте, 75-летие прорыва блокады Ленинграда, а также 60-летие отечественного атомного подводного флота.
Торжественное открытие кинофестиваля состоится 24 апреля в 16.00 часов
в Доме молодежи Санкт-Петербурга (Новоизмайловский пр., дом 48). Закрытие пройдёт в Доме молодежи Санкт-Петербурга в 16.00 часов 27 апреля. Вход по приглашению.
Публичные показы конкурсных фильмов будут проходить:
- в Доме молодежи Санкт-Петербурга 25 и 26 апреля с 10.00 до 16.00 часов;
- в Музее подводных сил России имени А.И. Маринеско (фильмы фестиваля
военно-исторической тематики) 25 и 26 апреля с 14.00 до 18.00 часов. - в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения 25 апреля с 16.30 до 18.30 час. и 26 апреля с 11.00 до 13.00 часов.
Вход свободный.
сайт: www.seafest.info
ПРОГРАММА XV МКФ «Море зовёт!»
ПРОГРАММА XV МКФ — скачать в pdf
23 апреля, понедельник
14.00–20.00 Начало работы жюри – Малый конференц-зал отеля «Пулковская
PARK-INN» (Пл. Победы 1)
24 апреля, вторник
10.00–15.00 Работа жюри (Малый конференц-зал отеля «Пулковская PARK-INN»)
16.00–17.30 Торжественное открытие фестиваля (Санкт-Петербургский Дом
молодежи, Новоизмайловский пр., 48). Приветственное слово: губернатора
Санкт-Петербурга, секретаря Морского совета, главы Московского района и др.
почетных гостей фестиваля. Представление жюри, объявление
порядка проведения фестиваля. Театрализованное представление.
25 апреля, среда
10.00–17.00 Работа жюри (Малый конференц-зал отеля «Пулковская PARK-INN»)
11.00–16.00 Показ конкурсных фильмов (Санкт-Петербургский Дом молодежи,
Новоизмайловский пр., 48)
14.00–18.00 Показ фильмов МКФ «Море зовет!» (Музей истории подводных сил
имени А.И. Маринеско, Кондратьевский пр., 83)
20.00–22.00 Прогулка по рекам и каналам для членов жюри и почетных гостей
фестиваля
26 апреля, четверг (День Полярных конвоев и ледокола «Красин»)
10.00–20.00 Завершение работы жюри (Малый конференц-зал отеля «Пулковская
PARK-INN»)
11.00–13.00 Творческая встреча с Вильгельмом Домке-Шульцем (Германия) –
автором и режиссером и показ его фильма «Freundschaft – это
значит Дружба» (Санкт-Петербургский Государственный институт
кино и телевидения, ул. Правды, 13)
11.00–16.00 Показ конкурсных фильмов (Санкт-Петербургский Дом молодежи,
Новоизмайловский пр., 48)
14.00–18.00 Показ фильмов МКФ «Море зовет!» (Музей истории подводных сил
имени А.И. Маринеско, Кондратьевский пр., 83)
14.00–21.00 Научно-практическая конференция «Россия в Арктике» (Ледокол-музей
«Красин»)
27 апреля, пятница
11.00–13.00 Творческая встреча с немецким режиссером Юргеном Штумпфхаусом и
премьерный показ его фильма «Секрет Дарвина»
(Darwin Geheimnis) (Санкт-Петербургский Государственный институт кино и
телевидения, ул. Правды, 13)
14.00–15.30 Показ конкурсных фильмов МКФ «Море зовет!» (Санкт-Петербургский
Дом молодежи, Новоизмайловский пр., 48)
16.00–17.30 Торжественная церемония закрытия фестиваля (Санкт-Петербургский
Дом молодежи). Выступления: президента жюри, директора
фестиваля и секретаря Морского совета. Вручение премий, наград и
призов победителям и участникам.
17.30–19.30 Продолжение показа лучших фильмов кинофестиваля
2
Фильмы XV МКФ «Море зовёт!»
Люди и Корабли
Ленинградская студия документальных фильмов
1. «Подводники» (1985) – 17 мин. Серия «Советская Армия». Режиссер-оператор –
Юрий Александров.
Скалистые берега Мурмана. Полярный. Едва заметная точка на горизонте на подходе к
гавани все явственней приобретает черты субмарины. Она возвращается из дальнего
похода. Волнение женщин, встречающих подводников с цветами возрастает. Трогательны
в своем нетерпенье детские лица. Сияет медь оркестра. Грянул встречный марш. Спущен
трап. Объятья близких… Герои рассказа – члены экипажа подлодки, несущие нелегкую
службу на морских рубежах страны. Корабль, унаследовал флаг прославленной подлодки
военных лет «Л-20», а среди встречающих два седых ветерана – участники героического
эпизода боевой летописи «Л-20» – «Подвига тринадцати»…
«Крылья России» (г. Жуковский Московской области) по заказу ОАО «ТРК ВС РФ
«Звезда»
2. «История Российского Флота» (2017) 8 серий по 38 мин. Сценарий — Виктория
Дубицкая. Режиссёр — Константин Давыдкин. Музыка APOLLO MUSIC. Монтаж —
Константин Поляков, Денис Талалаев, Алексей Терешкин. Графика — Алексей
Макаров. Продюсер — Сергей Викулин.
Рассказ о рождении регулярного российского флота, его адмиралах и великих сражениях.
Принято считать родоначальником русского флота Петра Великого, однако задолго до
него флот уже существовал. Возможно не в столь грандиозных масштабах, однако русские
моряки принимали активное участие в боевых действиях стремительно развивавшейся
державы. А наши мореплаватели-первопроходцы сказали свое слово и того раньше.
Именно с них начнется рассказ, на каких судах русские колумбы совершали свои походы,
чем были примечательны их суда и какие особенности в службе были присущи только
русским морякам.
Студия ТЕЛЕИНВЕСТ-ПМГ, генеральный продюсер – Сергей Почин
3. «Экспедиция особого забвения» (2017) – 44 мин. Автор сценария – Виталий Зуев,
режиссер — Иннокентий Иванов, исполнительный продюсер – Александр Живага.
Уникальная экспедиция – первый в истории Подплава переход ПЛ «Щ-423» под
командованием Исмаила Зайдулина по Севморпути осенью 40-го. Однако событие было
предано забвению, а подвиг моряков остался недооцененным. История полна детективных
деталей. Уже год, как шла Вторая мировая, а накануне уникального перехода немецкий
военно-морской атташе обратился в Наркомат ВМФ СССР с просьбой предоставить
лоции морей по Северному морскому пути. Ему не отказали! Более того – в кильватер
нашей подлодке следовал немецкий вспомогательный крейсер «Комет», нанесший вскоре
немалый урон британскому судоходству. Именно поэтому эта история была надолго
предана забвению.
4. «Не дождетесь» (2017) – 44 мин. Автор сценария и режиссер – Василий
Чигинский, генеральный продюсер – Сергей Почин.
Полный драматизма документальный фильм рассказывает о малоизвестной истории
кругосветного путешествия подводной лодки С-56, которая в октябре 1942-го вышла из
Владивостока и вернулась в родной порт лишь спустя 12 лет. В основу фильма легли
редкие документальные кадры из отечественных и зарубежных архивов, уникальные
3
строки из вахтенного журнала, предельно объективные комментарии экспертов-
историков.
Студия историко-документальных фильмов «Отечество» (г. Балаково)
5. «Владимир Перегудов. Государственный заказ» (2018) — 43 мин. Режиссеры:
Алла Ткач, Максим Ткач. Автор сценария и продюсер — Бруславцева Евгения.
Монтаж — Алексей Кутузов.
Рассказ о жизни и деятельности Владимира Николаевича Перегудова —
главного конструктора первой отечественной атомной подводной лодки.
Телекомпания «Плеяда» (Москва)
6. Ледокол «Красин» — Миссия спасать (2018) – 44 мин. Автор сценария и
продюсер — Наталия Спиридонова, режиссер — Инна Кокорина. Актеры: Борис Плотников,
Игорь Ушаков. Операторы: Алексей Горбатов, Александр Саницкий, Алексей Чернышов.
Монтаж: Михаил Шуравин, Артем Гладков. Звукорежиссер — Виктор Логвинов.
Черчилль окрестил маршрут Арктических конвоев «Самым жутким путешествием в
мире». Тем не менее, четверть всех ленд-лизовских грузов, включавших боевую технику,
боеприпасы и продовольствие, были доставлены в СССР именно этим маршрутом.
«Красин» был в числе тех, кто прокладывал путь союзным конвоям. История
легендарного судна складывается из эпизодов, лейтмотивом каждого из которых является
спасение — спасение людей, страны… Освобождение из ледяного плена судна «Соловей
Будимирович», спасение полярной экспедиции Умберто Нобиле, укрепившее авторитет
Страны Советов во всём мире; участие ледокола в Арктических конвоях; проводке судов
по Северному морскому пути. Малоизвестные факты, собранные воедино, позволяют
воссоздать картину, полную героизма, силы духа и высокого патриотизма. Судьба
корабля, построенного в год рождения новой страны, тесно переплетается с ее трудной
судьбой. Слава тем, кто смог сберечь легендарный корабль для потомков!
Студия «MirrorSpace» (СПб)
7. «Главное управление Северного морского пути. Страницы истории» (2018) —
22 мин. Режиссер — А. Синичкина, оператор, режиссер монтажа — П. Матвеев, авторы
сценария: М. Емелина, Н. Летуновский, М. Савинов, П. Филин, продюсер — Е.Закревская.
История создания и деятельности Главного управления Северного морского пути
(1932-1964) — организации, много лет определявшей развитие Советской Арктики. В
основе фильма — множество уникальных фотографий и архивных документов, интервью с
современными исследователями Арктики.
Киностудия Mirror Space
8. «Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина» (2017) — 17
мин. Режиссер — Николай Летуновский, сценарий — Анисья Синичкина, оператор-
постановщик Константин Иванов, режиссеры монтажа: Владимир Пивнев и Денис
Положенцев, продюсер — Екатерина Закревская, научный консультант Александр Урядов.
Рассказ об одном из ведущих образовательных учреждений морского профиля —
Морском техническом колледже имени адмирала Д.Н. Сенявина, история которого
началась в 1957-м с образованием в Ленинграде школы фабрично-заводского обучения
№15. Курсанты, от лица которых идет повествование, представляют свой колледж как
корабль, а процесс обучения как дальнее плавание. Реальным судном выступает учебный
парусник «Юный Балтиец». Фильм не воспринимается как презентационный, поскольку
содержит массу художественных элементов.
Независимая студия Дмитрия Амелина
9. «Карбас под красными парусами: стройка» (2018) – 60 мин. Режиссёр, монтаж —
4
Дмитрий Амелин, операторы — Андрей Евтюхов (Авитекс студия), Павел Вабищевич,
видеосъёмка с коптера — Леонид Гройсман.
Рассказ о 1-й части проекта «Поморский карбас» — постройке парусного карбаса мастером
Виктором Кузнецовым и командой яхтсменов в селе Лешуконское Архангельской
области. Проект был задуман, организован клубом «Морские практики» и реализован
летом 2017-го при поддержке российских яхтсменов. Его цель – популяризация культуры
и традиций народного судостроения русского Севера. Поморский карбас в парусном
исполнении был построен впервые за 100 лет и успешно испытан в Белом море. О героях
этих событий, их мечтах, идеях и красоте страны Поморов этот фильм.
Канал Россия 24
10. «Страна у моря» (2017) – 24 мин. Автор – Алексей Михалев, оператор — Всеволод
Киселев, режиссер монтажа — Михаил Вексель.
Общая протяженность государственной границы России 60 932 км, из них 38 807 км по
морю. Потому одной из основ российской экономики остается судостроение. Не только
строительство военных кораблей и подводных лодок, но, прежде всего — гражданское
судостроение. И главным, сугубо российским сегментом, этой отрасли в последние годы
становится наукоемкое производство, строительство сложной техники.
11. «Возвращение «Полтавы» (2017) – 27 мин. Автор – Алексей Михалев. Операторы:
Всеволод Киселев, Любовь Ригольбаш, Николай Дашковский, Ярослав Марков, Роман
Подопригора. Монтаж: Анна Савченко, Серафима Бубнова. Звукооператор — Александр
Юров.
В Петербурге завершается строительство 54-пушечного парусника «Полтава» — реплики
первого линейного корабля Балтийского флота, в проектировании и создании которого в
свое время принимал участие сам Пётр Великий.
Видеостудия фрегата «Штандарт» (Санкт-Петербург)
11. «Штандарт» – победа на TSR 2016» (2016) – 4 мин. (репортаж). Режиссёр –
Владимир Мартусь, оператор, монтаж – Диана Фетисова, корреспондент — Дмитрий
Рябчиков.
Фрегат «Штандарт» победа на международной регате в 2016 году. Главный приз
Friendship trophy у российского исторического парусника. Первое место в гонке The tall
Ship races 2016 в классе А наше. А также второе место в общем зачете и специальный приз
Friendship trophy. Солёные брызги, ветер в лицо, раздутые паруса, улыбки, невероятной
красоты салют и рассказ о том, как мы собрались и сделали это.
12. «15 детей в море без гаджетов» (2016) – 12 мин. Режиссёр – Владимир Мартусь,
оператор, монтаж – Диана Фетисова.
Дружина русскоязычных подростков из разных уголков мира отправилась в плавание
на парусном фрегате Петра Первого. Вместо ленивых каникул — ночная вахта, вместо
планшета — бескрайний горизонт, а в портах говорят на французском. Рассказ о том, как
виртуальная реальность заменяется живой, а разношерстная детская группа становится
командой.
13. «Небываемое бывает» (2017) – 9 мин. Режиссёр – Владимир Мартусь, оператор,
монтаж – Диана Фетисова.
Морские волки с фрегата «Штандарт», прошедшие за неделю добрую сотню миль,
сходят на берег и шумно делятся впечатлениями.
14. «Драконы, кошки, дельфины на фрегате «Штандарт» (2016) – 7 мин. Режиссёр
– Владимир Мартусь, оператор, монтаж – Диана Фетисова. Пианино, швартовка, драконы,
кошки, дельфины, а также Гермиона. Рассказ о путешествии под парусами вместе с бравым
экипажем фрегата «Штандарт».
5
Arkana Studio (Польша)
15. «Крузенштерн» (2009) — 52 мин. Сценарий и режиссура — Мацей Цуске, монтаж —
Агнешка Бояновска, продюсер — Дорота Рошковска.
Рассказ о первой практике студентов Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота на борту учебного парусника «Крузенштерн», начавшейся в
Калининграде. Балтика, Северное море, заход в Бремерхафен, затем Ла-Манш — Канары.
На обратном пути курсантов встречают Сантандер и Росток. История взросления юношей,
грезящих о дальних странствиях. Этот рейс становится испытанием не только для них, но
и для их учителей. Романтика грез обернулась тяжелым повседневным трудом. Не
разрушат ли испытания юношеские мечты? Смогут ли курсанты достойно заменить тех,
кто передает им свои знания?
А завтра была война
Кинокомпания «СНЕГА» (Екатеринбург)
16. «Равная величайшим битвам» (2016) 4 фильма: 1, 2 – 48 мин., 3 – 47 мин. 4 – 51
мин. Автор сценария — Валентин Лукьянин, режиссеры: Георгий Негашев, Павел
Фаттахутдинов, Андрей Титов, операторы: Дмитрий Кузмичев, Ирина Уральская, Олег
Верниченко, Геннадий Трубников, Михаил Белов, Александр Токан, Анатолий Алексеев,
композитор — Алексей Захаров, продюсеры: Ирина Снежинская, Георгий Негашев
Эвакуация населения, промышленности и научных учреждений началась с первых
дней Великой Отечественной. В действительности она оказалась не бегством от пожара
войны, а передислокацией сил, в основном, на заранее намеченные места, что позволило
не просто восстановить, но значительно приумножить, собрать в кулак военно-
промышленные ресурсы страны. Эта невиданная по масштабу и дерзости оборонная
операция, которую маршал Г.К.Жуков приравнял к величайшим битвам Второй мировой,
свела на нет все расчеты гитлеровских стратегий, обеспечив победу в гораздо большей
степени, чем принято считать. Фильм представляет Великую Отечественную войну 1941-
1945 годов в малознакомом, а то и вовсе незнакомом современному поколению аспекте.
ООО «ДокуМенталист» (Россия). Первый канал при поддержке РГО.
17. «Полярное братство» (2017) — 56 мин. Фильм Валдиса Пельша. Авторы сценария:
Валдис Пельш, Елена Потанина, Андрей Егоров, режиссер — Никита Снегов,
продюсеры: Валдис Пельш, Елена Потанина.
Фильм о боевом сотрудничестве союзников в небе над Мурманском в сентябре-ноябре
1941 года. Эпизод в масштабах Мировой войны невелик, но уникален. Плечом к плечу
советские и британские летчики защищали от фашистов северные ворота страны, через
которые в СССР поступали стратегические грузы ленд-лиза. В отличие от Архангельска
Мурманский порт не замерзал даже в самые лютые морозы, но постоянно подвергался
ударам вражеской авиации… В съемках приняли участие британские ветераны 151-го
авиакрыла Королевских ВВС: пилоты Джон Франсис Дарем (Тим) Элкингтон и Эрик
Джон Картер, а также авиатехник Фредерик (Вик) Бэшфорд. Фильм удостоен премии
«ТЭФИ-Содружество», стал победителем конкурса Los Angeles Cinema Festival of
Hollywood, в номинации «Лучший документальный фильм», отмечен призом за лучший
сценарий документального фильма на МКФ стран Арктики Arctic Оpen.
ГТРК «Санкт-Петербург»
18. «Артерия жизни» (2018) -26 мин. Автор сценария — Леонид Маляров, режиссер —
Роман Кощиенко.
Дорога Жизни через Ладогу спасла миллионы жизней. Она воспета в стихах и песнях
благодарных потомков. Гораздо меньше известно о тонкой, чуть более 10 сантиметров в
диаметре, «артерии жизни», обеспечивавшей Ленинград топливом. Благодаря ей, работали
6
пожарные, развозились по магазинам спасительные продукты, поднимались в воздух
боевые самолеты, шли в атаку танки Ленинградского фронта. Благодаря ей, стал возможен
прорыв блокады. Эта артерия – первый в Советском Союзе подводный трубопровод,
проложенный по дну озера. Рассказ о рождении этого смелого проекта, сверхсекретном
«особом строительстве №6» и роли в этой истории военных водолазов, которыми
руководила легендарная Нина Соколова – первая в мире женщина – тяжелый водолаз.
Cultural Solidarity Media (Россия-Великобритания)
19. «Белый Путь к Красному Берегу» (The White Way to the Red Coast) (2018) – 44
мин. Фильм Дмитрия Локтионова.
Рассказ о нерушимом боевом братстве российских и британских ветеранов Арктических
конвоев, не подверженном никаким политическим коллизиям…
«Студия 13 Продуксьон» с участием Франс Телевизьон (Франция)
20. «Сент-Экзюпери. С небес в глубины…» (SAINT EXUPERY, DES NUAGES AUX
PROFONDEURS) (2017) – 26 мин. Автор и режиссер – Жером Эспла, операторы:
Доминник Жуанес, Жером Эспла, монтаж – Эммануэль Беснар.
1 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери вылетает с Корсики на своем Р-38 с
разведывательной миссией в район Гренобля. Из этого полета ему было уже не суждено
вернуться. Самолет пропал без вести. Загадка исчезновения кумира тысяч благодарных
читателей более полувека будоражила людские умы, прежде чем его призрак не объявился
из лазурных вод Средиземного моря. Команда дайверов, журналистов и историков
пытается повернуть время вспять, ныряя в Голубую Бездну, чтобы разгадать, наконец,
тайну гибели великого гуманиста, поэта, писателя и пилота …
Окно в Россию
Документальные фильмы и репортажи Алексея Михалева — Россия 24
21. «Бессрочный договор» (2017) – 27 мин. Воронежскую область принято считать
центром Черноземья, сводя ее успехи к достижениям в сельском хозяйстве. Однако за
последнее десятилетие Воронеж перерос этот статус. Его нынешние символы —
театральные фестивали, всемирно известная анимационная студия, усадьбы, парки, а
также возможности для бизнеса. Герои фильма, успешные в своем деле люди,
рассказывают, почему они выбрали для жизни Воронеж.
22. «Топливо революции» (2017) – 24 мин. Кто был главной движущей силой
революции 1917-го? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Однако
известно, что наиболее боеспособным ее отрядом оказались матросы Балтики. Считая
себя бенефициарами революции, матросы оказались ее топливом — не получив ни
чинов, ни званий, они так и не стали победителями.
23. «Тотьма» (2017) – 25 мин. Тотьма — небольшой городок в Вологодской области,
менее 10 тысяч жителей, что не мешает небольшому райцентру содержать семь
музеев, три театра, молодежный центр. Тотьмичи не стремятся переехать в крупные
города, считая, что сами способны изменить жизнь к лучшему.
24. «Окно в Россию» (2017) – 28 мин. Старейший каменный замок на территории РФ.
Единственное место, где историю фортификационных сооружений можно изучать, не
покидая пределов одного города. Сотни лет голосом Выборга остается колокол
Часовой башни — дар Екатерины Второй. В жизни города были периоды и взлета, и
упадка, но всякий раз он возрождался. Как случилось, что Выборг оказался в
бедственном положении в наши дни?
25. «Айвазовский 2:0» (2017) – 24 мин. Автор сценария и режиссёр — Алексей
Михалёв, оператор — Всеволод Киселёв, монтаж — Михаил Вексель. Взгляд из Санкт-
7
Петербурга на жизнь самого известного мариниста России Ивана Айвазовского — в год
юбилея художника.
ООО «Оушн Медиа Проджект» (Москва) 1-й фильм документального сериала.
26. «Великие Реки России. Волга» (2017) – 40 мин. Режиссер — Антон Подколзин,
операторы: Олег Божок, Максим Лебедев, автор сценария и ведущий — Владимир
Плешаков, продюсеры: Антон Подколзин, Андрей Подколзин, Михаил Цветков, автор
идеи и руководитель проекта — Андрей Подколзин. Капитан судна «АКСИДИАН» —
Андрей Маньян.
Волга для России не просто река. Судьбы ее и страны тесно переплетены. На ее берегах и
водах на протяжении веков происходили драматические, героические и просто
знаменательные события. Испокон веков река служила транспортной артерией для
живущих на ее берегах народов, связывала воедино огромное пространство. Часто Волга
становилась границей владений, чертой обороны, линией фронта, военная история России
тесно связана с Волгой. Здесь проживает около сотни разных народов, со своими
традициями, языками и культурой, но все они — волжане, волгари. Сотни знаменитых
людей, талантливых деятелей искусства вдохновлялись природной красотой окрестностей
Волги, и река становилась героиней стихов, песен, былин, живописных полотен, фильмов.
Наконец, каскад гидроэлектростанций превратил Волгу в гигантский природный источник
энергии, чудо инженерной мысли. Волга — главный герой фильма, о ней — от истока до
устья — идет сказ.
Познаем себя и стихию
Студия «13 Productiones» с участием каналов France 3 Provence – Alpes Côte d’Azur
Ushuaïa
27. «Поколение «Голубой Бездны» (Grand Bleu Génération) (2018) – 52 мин.
Фильм Жерома Эспла. Продюсеры: Сириль и Жиль Перез. Премьера!
Почти 30 лет спустя Жан-Марк Барр, по фильму Жак Майоль, возвращается на места
съемок в Грецию, на небольшой островок Аморгос, где встречает Франсину Крейсс,
подводного фотографа, с которой они решают возродить традиции свободных
погружений. «Голубая бездна» в свое время распахнула двери в глубину, где страсть
нередко преобладает над разумом. Рассказ о славной плеяде ныряльщиков, воспитанных
на традициях «Голубой Бездны» …
Студия «Inspiro TV-Film» по заказу канала ZDF (Германия)
28. «Секрет Дарвина» (Darwin Gehaimnis) (2018) – 53 мин. Автор и режиссер – Юрген
Штумпфхаус, оператор – Йоханнес Кальтенхаузер, монтаж – Петра Хёльге.
Рассказ о судьбе аборигенов Огненной Земли, похищенных британцами и привезенными в
Европу на исследовательском корабле «Бигль» экспедиции Чарльза Дарвина.
Студия «АстроАрт»
29. «Николай Пржевальский. Путешествие длиною в жизнь» (2015) – 57 мин.
Авторы: Татьяна Борщ и Владимир Шуванников.
XIX век — время великих экспедиций, но огромным белым пятном на карте мира остается
Центральная Азия и ее сердце — таинственный, спрятанный высоко в горах, Тибет. Именно
эта территория становится полем геополитического единоборства России и Британии. И
первым в неизведанную часть Азии отправился русский путешественник Николай
Пржевальский. Кем он был? Великим ученым или русским разведчиком? И зачем он так
упорно стремился в Лхассу? Почему азиаты называли его святым? О себе Пржевальский
писал так: «Мне выпала завидная доля и трудная обязанность, исследовать местности, в
большей части которых, еще не ступала нога образованного европейца».
8
ООО «Лаборатория Научных Фильмов» (СПб)
30. «Виталий Бианки и Арктика» (2017) – 44 мин. Режиссер — Сергей Циханович,
автор сценария – Надежда Дорофеева, монтаж – Сергей Циханович, Валерий Иванов.
Продюсер — Антон Смирнов.
Основа жизни человека крепко уходит корнями в его детство, в семью в которой он
родился, где формировался его характер и были заложены главные жизненные
ценности. В рассказе о роде Бианки переплелись легенды и предания, войны и революции,
искусство и наука. В этой династии любовь к природе, невозможность существовать в
отрыве от неё передавались из поколения в поколение. Для некоторых эта любовь
реализовалась в профессии. Профессии длиною в жизнь.
Фонд этногеографических исследований, Macalube films
31. «Собиратели морской травы» (2016) – 70 мин. Автор сценария и режиссер —
Мария Мурашова, оператор — Марина Левашова, продюсер — Влад Кеткович, Анн-Катрин
Витт.
Когда-то поселок Реболда на берегу Большого Соловецкого острова был обитаемым.
Сейчас он оживает раз в год, летом, с приездом бригады сезонных рабочих для сбора и
заготовления морской капусты для Архангельского Опытного комбината. В отлив они
выходят в море на карбасах и косами на длинных черенках косят морскую капусту. Потом
развешивают и сушат. Когда смена уезжает, в поселке остается один сторож с собакой –
жить ему так до мая, покуда бригада не вернется.
Соловки для нас – это монастырь, а уже потом лагеря. Но все одно – труд, тяжелый,
выматывающий. Ничего не изменилось, все тот же тяжкий ручной труд, условно
оплачиваемый, практически без связи с внешним миром, без электричества. Остается
кажущаяся свобода уйти, и кто-то сбегает, не выдержав. Другие работают до конца, сжав
зубы. Третьи уезжают, зарекаясь, что никогда больше…, но каждый раз возвращаются,
похоже, сами не понимая, почему?
КГБУ «Общественное телевидение Приморья» (Владивосток)
32. «Обнимашки со скатами» из телевизионного цикла «Морская» (2017) — 15 мин.
Режиссер — Виктория Макарова, автор сценария — Владимир Ощенко, подводные
съемки — Дмитрий Рудась.
Хор северных дельфинов-белух, вальс ядовитых скатов — как люди и морские обитатели
находят общий язык и по-своему влюбляются друг в друга. Репортаж из закулисья
Приморского океанариума.
Высшие курсы сценаристов и режиссеров (Москва)
33. «Притяжение Синевы» (2017) – 30 мин. Режиссер и автор сценария — Владимир
Лютов. Операторы: Владимир Лютов, Александр Зимин, Иван Морозов, Ксения Ченбай,
Петер Лоренц. Звукорежиссер — Андрей Гурьянов. Композиторы: Бернар Абей, Леон
Каннэ.
Андрэ Лабан — подводный оператор и инженер команды Жака Ива Кусто, ставший после
ухода с «Калипсо» основателем новых направлений в современном искусстве —
подводной живописи и игрового подводного кинематографа, где все актеры играют под
водой на задержке дыхания. За 20 лет работы в команде Кусто, начиная с 1952 года,
совершил около 4000 погружений, делал подводные боксы для камер, специальные
осветительные приборы, участвовал в конструировании подводных аппаратов, в съемках
фильмов «В мире безмолвия» («Оскар», «Золотая пальмовая ветвь») и «Подводная
одиссея команды Кусто». В 1965-м руководил экспериментом «Преконтинент-3» у
побережья Монако, в ходе которого акванавты жили и работали в течение 20 суток на
глубине 100 метров. Лабан семь раз прилетал в Санкт-Петербург на Парад подводного
кино «Аквафильм» со своими короткометражными фильмами и уникальными
9
подводными картинами. В 2014 году его персональную выставку в музее современного
искусства «Эрарта» посетило более 12 тысяч человек. В 2018 году мэтру Лабану
исполняется 90, но он продолжает творить: пишет книги и картины, играет на виолончели.
Студия Алексея Резникова
34. «Go beyond» (2017) – 30 мин. Алексей Резников (оператор, режиссер, монтажер),
Ольга Власова (оператор). В главной роли — Надя Дианова.
Взгляни на удивительный мир глазами ребёнка. Глазами, никогда не видевшими
небоскрёбов и железных дорог, полными счастья и свободы. В 12 лет у этого ребёнка нет
почти ничего, кроме собственного острова в Тихом океане… «Go beyond» — любительская
документально-художественная лента про больших животных и больших людей,
выполняющих свою работу даже не на краю, а за краем света, земли, воображения. Два
сезона съёмок на Командорских островах, Камчатке, Сахалине и Курилах.
Защитим природу
Студия «by Dmitry Rudas’» при содействии КГБУ «Общественное телевидение
Приморья» (Владивосток)
35. «Заповеданное море» (2018) – 26 мин. Продюсер, режиссер — Дмитрий Рудась,
автор сценария — Владимир Ощенко, главный оператор и монтажер — Игорь Егоров.
Микромоделью Мирового океана называет Японское море биолог международного
масштаба академик А.В. Адрианов. Сохранить эту модель для будущих поколений – это и
есть работа сотрудников заповедника. Люди, избравшие своей стезей исследовательский
труд, оказываются в условиях противостояния и борьбы: с военно-морским флотом при
создании самого заповедника 40 лет назад, с браконьерами на протяжении всего
существования, а теперь и с чиновниками, которые действуют в интересах корпораций. А
что сейчас — 40 лет спустя?
Студия RT (Москва)
36. «Морской дозор» (2017) – 50 мин. Режиссер и автор сценария — Наталья Кадырова,
оператор — Ярослав Шуяков, монтаж: Алексей Неказаков, Сергей Дьячков,
композитор — Ксения Прасолова.
Они выходят в рейс под пиратским флагом, чтобы защищать китов, акул, дельфинов.
Некоторые страны запрещают их деятельность, а другие, наоборот, начинают
сотрудничать с ними. «Эко-пираты», и, может быть, одни из последних романтиков нашей
планеты, вышли в море с официальной миссией и с военными на борту. Правительство
Габона в помощь «Морскому дозору» командировало группу вооружённых бойцов…
Ястреб-фильм (Москва)
37. «Тигры и люди» (2016) – 52 мин. Режиссер и автор сценария — Сергей
Ястржембский, монтаж — Кирилл Сахарнов, продюсер — Ольга Вершинина,
композитор — Марина Макарова, операторы: Сергей Васильев, Николай Тарханов,
Элизбар Караваев, Юрий Ефремов, Антон Попилин.
В дикой природе осталось чуть больше 500 амурских тигров. Главный враг самых
больших кошек на земле – человек. По статистике, ежегодно от рук браконьеров погибает
до 20 особей полосатого хищника. Одним нужна шкура, другим – мясо и кости. Самая
главная опасность для тигра исходит от Китая. В традиционной медицине Поднебесной он
занимает особое место. Из костей тигра делают вино, а мясо дикого тигра считается у
китайцев ценнейшим деликатесом. Китайцы верят, что, поедая тигриное мясо или
выпивая настойку из его костей, они обретают его силу, ловкость и красоту. Звучит
диковато, но факт остается фактом. Многие годы государственные структуры и
общественные организации России и Китая ведут борьбу с браконьерством. К чему
10
привели их усилия? Кто стоит за добычей редких хищников – одиночки или участники
организованной преступной сети? Что нужно предпринять, чтобы полностью искоренить
браконьерство, и возможно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, создатели фильма
отправились на Дальний Восток, в Китай и страны Юго-Восточной Азии, чтобы провести
собственное расследование.
Победитель VII МКФ по защите окружающей среды (Wildlife Conservation Film Festival —
WCFF-2017) в Нью-Йорке.
ООО «Дальневосточная студия» (г. Хабаровск)
38. «Тропой амурского тигра» (2017) – 26 мин. Автор сценария и режиссер — Ольга
Аполлонова, оператор — Денис Сафонов, режиссер монтажа — Елена Костюченко,
продюсер — Анна Самойлова.
Амурский тигр — вершина всей пирамиды животного мира. Это — индикатор качества
дикой природы. Если он есть на определённой территории, значит, там обитают его
жертвы: кабан, изюбр, косуля, и другие животные, которыми он питается. А присутствие
этих животных означает, что эта среда обитания их устраивает — у них есть корма и
хорошие защитные условия. Есть в Хабаровском крае место, где тигры постоянно живут и
размножаются — это лесоохотничье хозяйство «Дурминское». Его хозяин Александр
Баталов живёт по соседству с полосатым хищниками уже много лет, и может объяснить
все их повадки.
В поисках истины
Студия «Золотой Лис» (СПб)
39. «Путь к Храму» (2017) – 70 мин. Режиссер и автор сценария — Анна Драницына,
оператор — Юрий Гауцель, композитор — Михаил Крылов, продюсер – Вячеслав
Заренков.
Рассказ о строительстве русского православного Храма Андрея Первозванного на Кипре.
Каждый герой фильма — это отдельная история, художественный портрет, который
показывает, насколько по-разному можно прийти к вере, к Храму. В той или иной мере
оказаться «создателем» великого строения. Помимо документальных историй в картине
«Путь к храму» есть и игровая, драматическая линия апостола Варнавы, который родился,
проповедовал, а позже погиб на Кипре. Работа удостоена «Особого упоминания жюри» за
«создание фильма-символа о вечном и духовном братстве русского и греческого народа»
на международном фестиваля «Радонеж» (Москва)
Краснодарская киностудия имени Н. Минервина
40. «Жизнь с бактериями» (2017) — 52 мин. Режиссеры и авторы сценария: Андрей
Тимощенко и Станислав Ставинов, монтаж — Наталья Шувалова, продюсер —
Валерий Тимощенко, композитор — Руслан Просвирин.
Фильм о трудностях рождения новых знаний и технологий. Андрей Шестаков,
руководитель лаборатории микробной биотехнологии МГУ, вместе с командой, колесит
по всей стране, от Кавказа до Белого моря, с целью найти и испытать, полезных для
человека микробов. Одно из основных направлений его работы — поиск бактерий, которые
помогут очищать северные моря от нефтяных загрязнений.
АО «Издательский Дом «Комсомольская правда»
41. «Люди Плато Плуторан» (2014) – 104 мин. Автор сценария, режиссёр, оператор,
монтаж — Александр Свешников, композитор — Вячеслав Привалов, продюсер —
Владимир Сунгоркин, исполнительный продюсер — Рамиль Фарзутдинов.
За границей полярного круга, к востоку от промышленного Норильска, находится
огромное лавовое плато площадью около двухсот тысяч квадратных километров. Край
11
дикий, суровый и труднодоступный, в котором до сих пор существуют места, где не
ступала нога человека. И только мятущиеся души, люди дерзкие и ищущие, проникают в
этот первозданный мир, находя в нём тишину и успокоение… В фильме три героя. У
каждого своя судьба, свой путь, приведший их на плато Путорана. Они откровенны и
бесхитростны в своих рассуждениях, их жизнь наполнена делами, которые чужды
городским обывателям. И, несмотря на то, что все трое, несомненно, очень разные,
сильные личности, сближает их любовь к природе и искреннее желание понять смысл
существования человека на этой Земле.
Domke-Schultz Film (Германия)
42. «Freundschaft — это значит Дружба» (2018) – 80 мин. Автор и режиссер –
Вильгельм Домке-Шульц.
Более 300 сторонников мира из 15 стран – участников автопробега «Дружба» по
просторам России летом 2017 года знакомятся с самой большой страной планеты. 7
маршрутов составляют более 40 000 км. Один из них ведет через Ростов-на-Дону и
Краснодар в Крым. В Севастополе и Ялте – разгар купального сезона. Местные жители
единодушно сожалеют об односторонней позиции западных стран в отношении
воссоединения Крыма с Россией. Ведь их референдум стал прямым следствием
насильственного, националистического переворота в Киеве. На обратном пути в Берлин,
уже в Москве, один из организаторов автопробега узнаёт, что из-за посещения Крыма,
украинские фашисты внесли его имя в «расстрельный» список.
Ветер странствий
«Хочу домой. Путешествия, в которые вы не поедете»
Цикл передач Леонида Пашковского…
43. «Хочу домой» из Пакистана — 1 серия. Белуджистан (2017) – 25 мин.
Белуджистан — пакистанская провинция, где теракты происходят почти каждую неделю,
где периодически похищают иностранцев и курят много гашиша. Леонид Пашковский
поехал сюда, чтобы узнать, как местным удается жить среди подобного бардака, но тут
же оказался под дулом автомата…
44. «Хочу домой» с Ямайки — Кингстон, Тренчтаун» (2017) – 25 мин.
Я, ман! Мы на Ямайке! Идем тусоваться в Тренчтаун — знаменитый криминальный район,
где родилась музыка регги. Знакомимся с молодыми музыкантами, записываем с ними
трек на студии, разговариваем о рабстве с настоящим раста и рассказываем про бывшего
зэка, открывшего свой образовательный центр, чтобы спасти детей от криминального
будущего.
45. «Хочу домой» из Индии – Варанаси». Часть 1 – Садху. (2017) – 25 мин.
Варанаси — самый безумный, инопланетный и потусторонний город в Индии, да и во всем
мире. Там, на набережной Ганга, уже несколько тысячелетий в режиме 24/7 сжигают
умерших индуистов. Там же живут садху. Садху — индуистские аскеты, святые, монахи,
бродячие мудрецы, близкие к просветлению, искатели истины, которые отреклись от
всего, борцы за вселенский мир, хранители индуистской традиции и самые стильно
одетые люди из ныне живущих. Леня Пашковский приехал в Варанасим, чтобы
познакомиться, попытаться узнать их человеческие истории, попробовать разобраться в
том, что заставляет человека превращать свою жизнь в долгую, жестокую аскезу ради
поисков истины, и насколько они, на самом деле, святее обычных индусов.
OCEAN MEDIA PROJECT (Москва)
46. «Мир Тай Май. Путешествие в будущее» (2017) — 40 мин. Продюсер– Андрей
12
Подколзин, диктор – Роман Андропов, автор сценария – Гульназ Галлямова, операторы:
Денис Дымко, Роман Канин, режиссер видеомонтажа – Илья Кудрявцев.
Международная любительская регата OCEAN MEDI LIGHT 2017 оседлала акваторию
Индийского океана, в королевстве Тайланд. Взяв в аренду 3 яхты и 2 катамарана в марине
Пхукета, яхтсмены выходят в Андаманское море. Полный штиль заставляет их искать
развлечения на живописных островах. Гонки на тузиках, сибаритство на берегу
бирюзового моря с упором на тайский массаж и чревугодие (морепродукты и фрукты
здесь хоть куда!). Ясное дело, любительская регата – это, прежде всего, отдых!
Короткий метр
S-Media, ФГБУК «Музей Мирового океана»
47. «Люди Моря» (2017) — 14 мин. Режиссер и автор сценария — Анна Сивкова,
продюсер — Светлана Сивкова, снимались: И.Зайковская, П.Матвиец, О.Голутвина
Фильм знакомит с уникальной этнографической коллекцией, представленной в филиале
Музея Мирового океана в г. Светлогорск. Более 1000 артефактов из стран Юго-Восточной
Азии «рассказывают» о быте, культуре и религии коренного населения проживающего в
Индонезии, Китае, Индии, Таиланде и т.д. и представляют как особенности жизни
первобытных племён, так и высокоразвитых цивилизаций этого региона.
Приз зрительских симпатий на киноконкурсе «Время в кадре» (г. Калининград 2017 г.),
Финалист киноконкурса «Россия, вдохновляет!» (г. Ростов-на-Дону, 2017 г.)
Студия Paweł Beca & Katarzyna Tarczoń, (Гданьск, Польша)
48. «Голова луженая» (Głowa zbrasowana) (2013) — 8 мин. Авторы: Павел Бека и
Катарина Тарсон.
«Настоящее путешествие начинается с твоего гардероба»… Узнайте о болезни,
неизвестной медицине, прежде чем она коснется вас и ваших близких. Зашоренная,
зажатая, залатанная… что еще может происходить с твоей головой? Фильм рекомендован
для чувствительных зрителей, склонных принимать спонтанные решения. Прежде чем
смотреть, советуем прибегнуть к винотерапии. Приз зрительских симпатий и Приз Жюри
Фестиваля JachtFilm (Варшава) 2013.
49. «365 ступеней» (2018) – 12 мин. Режиссер, автор сценария — Милана Воробьёва,
оператор — Сергей Колотыгин, звукорежиссер — Алиса Сливинская, монтаж — Екатерина
Калашникова, закадровый голос — Полина Шахова.
«Наверное, на маяке жизнь идет медленнее, как ей и положено» — Ариадна Эфрон,
дочь Марины Цветаевой. Герой фильма — бывший дальнобойщик Олег Карепанов. Устав
от шума людей и машин, он сбежал на Ладожское озеро, где стал смотрителем
Осиновецкого маяка.
50. «Ода измерению долготы» (2018) – 8 мин. Музыкальный фильм Марка Прессди
(Великобритания). Ода Бенджамина Кука (1767), посвященная революционному прорыву
в навигации — изобретению метода замера долготы места английским ученым Уитоном
(1728), исполняется впервые университетским хором города Ливерпуль!
_____________________________________________________________________________