Григорий Потоцкий – художник, скульптор. Президент и основатель Международной академии доброты, почетный академик Академии художеств России, член Международной академии информационных технологий, член-корреспондент Педагогической академии, член Международной ассоциации искусств, работающей в партнерстве с ЮНЕСКО, член Союза художников России. В Петербурге проходит выставка «Потоцкий & ЛЮБОВЬ» — до 6 сентября!
Его работы признаны и в России и за рубежом. Талант Григория Потоцкого оценили многие выдающиеся деятели культуры и искусства: Паоло Коэльо, Жерар Депардье, Милорад Павич, Берт Хеллингер, Морис Дрюон, Максимилиан Шелл, Наталья Андрейченко, Эмир Кустурица и многие другие. Григорий Потоцкий награжден орденами многих общественных организаций, в том числе орденом «Почетный гражданин России». Картины и скульптуры мастера были представлены более чем на 160 выставках в России и за рубежом. Григорий Потоцкий установил более 120 памятников по всему миру.
Piterzavtra: Расскажите о вашей выставке «Потоцкий &ЛЮБОВЬ» в чем ее уникальность?
Григорий Потоцкий: Через жизнь художника обязательно проходит великая любовь. Он всегда творит благодаря музе, и она всегда имеет воплощение в реальной жизни. Когда рядом с тобой женщина, которая тебя любит, тебе служит, то она дает тебе ту энергию любви, в последствие которой ты и создаешь все это искусство. Она лежит в основе работы, например, делал я Достоевского, но без женщины, которая рядом с тобой, которая тебя любит, боготворит — Достоевский невозможен. В начале выставки висит огромный портрет, написанный мной — это Любовь. Она никогда не хотела быть художником. Когда я написал ее картину, она вспомнила, что она художник, т.е. в моих работах есть качество, которое меняет жизнь людей. Она окончила институт, стала блестящим художником.
У меня есть друг в Малайзии Даниэль. Он коллекционирует мои работы. Я его нарисовал, и в 45 лет он стал писать картины и за 60 тысяч долларов сейчас покупают его работы. Люди вспоминают кто они, когда в основе лежит любовь. Из нее вырастает произведение искусства, как из зерна. Что касается живописи, почти на всех работах, конечно, написана любовь. Любовь, которая живет рядом со мной и которую зовут Любовь, вот такое совпадение. Любовь всегда чиста, открыта, подлинна и если в работах нет энергии любви, а в большинстве работ ее нет, то они ремесленные.
Люди подходят к работам и чувствуют ее энергию. Я сделал Шаляпина Годунов, сколько в нем страсти, сколько в нем боли, сколько в нем этого крика. Работа передала эти эмоции. Как возникло начало линеарной скульптуры. Я не пишу фигуру, я ее касаюсь. Я хочу выразить прикосновение. Люди смотрят на мои картины и их касается свет, и он лепит объем. Если у меня получилось передать прикосновение, значит, работа удалась.
Piterzavtra: Какая работа, созданная вами, для вас несет наибольшую ценность?
Григорий Потоцкий: Когда то, что ты создаешь, не является работой, а это не является для меня работой, то ты рождаешь. Каждый раз рождение — это прикосновение и оно всегда неповторимо. «Тонино и Лора Гуэрра» — работа неповторимая и «Годунов» Шаляпин. Тут каждая работа неповторима. Ты вложил в нее часть души, любви, ни больше ни меньше. Это родилось и это уже прекрасно. Все мои работы рождаются как выплеск. Все говорят, когда ты успеваешь. Я никогда не работаю. Просто, когда появляется эмоция, чувство я ее выражаю. Я делаю работу очень быстро.
Когда Рубенс написал свою знаменитую картину, то запросил большие деньги. Ему говорят, как же так за два часа работы столько денег. Вот 54 года работы и столько денег за два часа — это выплеск. Я не могу выбрать одну работу, которую я бы назвал ключевой. Другое дело, что я сделал 15 памятников Пушкину и не могу сказать, что я сделал своего лучшего Пушкина. Грибоедова я сделал, Пушкина – нет. Толстой получился, Достоевский тоже, но лучше всех, конечно, Грибоедов. Он очень похож. И Вангу я лепил, точно Ванга. Вот как это происходит трудно сказать. Дело в том, что художник, как беременная женщина, рождается ребенок — Господь сделал. Скажем, с ремесленной позиции смотреть на Годунова – все неправильно, все не так, все надо было бы исправить, но есть главное — есть эмоции, чувства. Кто сказал, что эмоции и чувства как-то правильно можно выразить?
Piterzavtra: Расскажите какую-нибудь историю, связанную с вашими работами?
Григорий Потоцкий: Один раз ко мне пришел красавец – мужчина, я вылепил его и у меня получился подлец. Я как не мучился, все равно подлец получается. Я сломал работу, извинился. Сказал, что я не могу, а потом узнал про него ситуацию и он, действительно, оказался подлецом. Я увидел, какой он есть и мне это, конечно, не понравилось, а это оказалось правдой. Вот такие бывают вещи.
Piterzavtra: Встречи с какими людьми вы считаете судьбоносными?
Григорий Потоцкий: Со Смоктуновским — он мой учитель. Я был молодым он пришел ко мне на голос и сказал: «Взял планку и держи. Никогда эту планку не опускай». Или, например, Милорад Павич. Я ему поставил памятник в Москве и в Сербии в Белграде. Вот когда я его лепил, я ему сказал: «Ты знаешь, я считаю, что надо ставить памятники при жизни людям, а не после смерти. Он мне говорит: «Но это совсем по – павичеву», т.е. у нас было такое глубокое взаимопонимание. Великие люди, чем отличаются от других людей — они тебя не подозревают и не думают плохо. Они открыты, если они встречают что-то подлинное. Вот, например, когда я с Депардье встретился, он меня схватил, начал нюхать и обнимать, трясти подлинный я или не подлинный человек. Съесть пуд соли, познакомиться – глупость. Паоло Коэльо произвел огромное впечатление. Он, конечно, великий мистификатор по жизни. Он очень красиво о доброте пишет, затрагивает какие-то человеческие струны.
Piterzavtra: Как вы относитесь к критике людей, которые являются непрофессионалами в вашей области?
Григорий Потоцкий: Мой «Есенин» вызвал такую колоссальную волну на ровном месте. Было миллион проклятий именно проклятий, но люди же не виноваты. Я сказал правду и им от нее было больно. Они не могли, не хотели в это поверить, и эта боль заставила их кричать. Я могу быть им только благодарен. Я их понимаю. Они все время верили, что Есенин самоубийца, сумасшедший, а я говорю о том, что он совсем другой.
Piterzavtra: Эта одна сторона медали, но были же люди, которые поняли эту работу
Григорий Потоцкий: Михаил Казини меня поддержал. Это музыковед, живет в Стокгольме. Дмитрий Быков тоже. Меня поддержали очень серьезные люди, для которых Есенин показался гениальным произведением — это же здорово. Самое главное, что есть люди, которые понимают и говорят: «это гениально». Все бояться сказать «гениально» ни у кого нет духу и ни у кого нет виденья. Вот сказать «плохо» хватает всем, а сказать «гениально» мало кого хватает.
Piterzavtra: Творчество – это всегда поиск. Какими вопросами вы задаетесь и на все ли находите ответ?
Григорий Потоцкий: Творчество — это не просто поиск. Ты проживаешь жизнь — это процесс. Ты веришь каким-то богам, кому то служишь, от кого-то пытаешься чего-то достигнуть, и поэтому жизнь раскрывается неожиданно. Ведь я не ставил перед собой цель быть президентом Академии доброты. У меня была цель, как сделать людей счастливыми и в итоге пришел к ее созданию. Пришел к этим четырем выводам, которые считаю, что должны спасти человечество и к пониманию, что Библия — это всего два слова: доброта и благодарность, и спасение любой женщины, любого человека в них. Вы представляете, человеку достаточно быть добрым и благодарным и его будут любить, он будет богатым, у него все будет хорошо. Это всегда так — это закон, как поразительно, что его никто не соблюдает.
Piterzavtra: А на все вопросы, которые возникают в вашей голове, вы находите ответ?
Григорий Потоцкий: Ответ есть, потому что человек – это зверь. Он хватает, берет, требует. Другое дело, что зная ответ, мы не хотим с ним соглашаться, не хотим его принимать. Вот ты делаешь человеку много доброго, а человек, в итоге, ответит тебе плохо. Вот зачем нужен Бог. Понятие Бога и зверя делает человека человеком. Почему говорят, что религия нужна. Это слово как бы ориентирует наш мозг, чтобы мы становились людьми. Вот религия этим занимается. Культура этим занимается. Когда я встречаю девушку, я ей говорю — ты задумана была как богиня, ты и есть богиня. Разреши себе быть богиней и будь ей, и ты сможешь все. И когда мне женщины верят, у них все меняется в жизни. У них абсолютно все получается.
Piterzavtra: Над какими проектами вы планируете работать?
Григорий Потоцкий: Вот я хочу сейчас сделать «Идиота» Смоктуновского.
Интервьюер: Агния Щерба
Выпускающий редактор: Олег Козак
Заглавное фото с аккаунта Григория (https://www.facebook.com/grpototsky)
ВЫСТАВКА до 6 сентября