3 ноября в санкт-петербургском кинотеатре “Аврора” в рамках программы ежегодного фестиваля “Новое Британское Кино” (проходит при поддержке Британского совета) состоялся показ фильма “Лобстер” греческого режиссера Йоргоса Лантимоса.
В 2009 году его лента «Клык» стала победителем программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля и была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
“Лобстер” вызвал большой ажиотаж среди жителей Северной столицы. Те, кто хотел купить билеты прямо перед сеансом, натолкнулись на внушительную очередь и нетипичное для нашего времени объявление, написанное от руки: “Билетов на фильм “Лобстер” нет”.
Что же увидели те счастливчики, которым достался заветный билет? Они увидели антиутопическую историю о стереотипах, боязни общественного мнения и понимании одиночества в современном мире.
О мире героев
Герои картины живут в мире, где людям нельзя быть одинокими. Каждый человек, оставшийся без полового партнера, должен найти себе пару в течение 45 дней. Основа формирования пары — наличие у обоих партнеров какого-то общего признака (близорукость, хромота, кровотечение из носа, безэмоциональность и др.). Общий признак нужен, наверное, потому, что так проще идентифицировать себя с других человеком в нашем поверхностном, почти бездушном мире. Если же найти пару не удается — человека превращают в животное. И вот тут у каждого появляется “свобода выбора”: в какое животное тебя превратят, можно выбрать самому.
Как в любом мире, в мире героев “Лобстера” есть оппозиция — одиночки. Они борются с существующим строем, живут в лесу, не признавая парные отношения. Если ты среди них, то за поцелуй тебе могут отрезать губы.
О героях
Главный герой фильма — Дэвид (Колин Фарелл) — мужчина лет 40-ка, вполне солидного вида, с небольшим брюшком. Дэвид, как и полагается главному герою, самый действующий персонаж фильма: он пытается построить фиктивные отношения, сбегает из отеля, попадает к одиночкам, влюбляется. Персонаж Фарелла отличается от других и тем, какое животное он выбрал для возможного превращения — несложно догадаться, лобстера, тогда как многие другие выбирают собак. Дэвид готов влюбиться без наличия общих признаков, намерен совершить поступок ради любви. Но его любовь не та, о которой на протяжении веков говорили в бесчисленном множестве произведений искусства: она бесцветнее и поверхнестнее, но все же (и это главное) — Дэвид способен на нее.
Если даже главный герой в значительной степени аморфен, что уж говорить об остальных персонажах. Люди в мире Дэвида не пытаются бунтовать, не пытаются взять в руки свою судьбу. Если ты на стороне основного режима, ты либо находишь себе пару, либо превращаешься в животное; если ты на стороне одиночек, ты сам в буквальном смысле вырываешь себе могилу.
Герои, показанные Лантимосом, не испытывают особых душевных терзаний. Например, один из героев готов строить новые отношения через 6 дней после смерти жены. С одной стороны, он готов на это, потому что таковы условия игры, так надо, чтобы продолжить существование, с другой стороны, особых переживаний по поводу смерти жены на его лице не читается. Он печалится в основном лишь от того, что в отеле, где все ищут себе пару, нет хромых девушек.
Об актерской игре
Актерский состав для фильма с бюджетом в 4 млн долларов впечатляет: главного героя сыграл Колин Фарелл, главная женская роль досталась Рэйчел Вайс (“Молодость”, “Константин: Повелитель тьмы”, “Фонтан”), кроме того, в фильме снимались Бен Уишоу (“Парфюмер”, “Облачный атлас”), Джон Си Райли (“Банды Нью-Йорка”, “Чикаго”, “Авиатор”) и другие.
Ни к чьей актерской работе придраться нельзя, однако главным актерским сюрпризом стал исполнитель главной роли Колин Фарелл. В “Лобстере” зрители увидят Фарелла без рубашки, но поклонницам не стоит особо радоваться: вместо привычного голливудским мачо, здесь Фарелл появляется на экране, сложно представить, с небольшим брюшком.
Стоит отдать дань актеру, который, готовясь к съемкам, на протяжении нескольких недель питался бургерами и растаявшим мороженым, в итоге он набрал 18 килограмм.
Отбери от большинства голливудских красавцев внешность и ничего не останется, Фарелл подтвердил, что он не из таких, — у него есть талант, а не только красивые лицо и тело.
Об эмоциях
Во время просмотра испытываешь противоположные эмоции: страшно до мурашек, смешно до колик, грустно до глубины души.
“Лобстер” — фильм сюрреалистичный, но при этом настолько реальный, что мурашки бегут по коже. Смотришь на этот условный мир на экране и видишь квинтэссенцию реальности, изнанку нашего мира. В фильме заложена ирония, которая одновременно является и внешней, и внутренней чертой истории. И автор, и герои высмеивают сложившуюся реальность. Действительно, в нашем мире отношения, любовь теперь воспринимаются по-другому. Большинство из нас строит свой образ для других людей. Если у тебя нет отношений — ты неудачник, есть и другая точка зрения — закоренелые холостяки и холостячки, которые хотят быть “свободными”, для них неудачники те, кто тратит жизнь на отношения.
В картине и те, и другие не вызывают симпатии. Однако складывается ощущение, что автор чуть больше на стороне одиночек.
Картину “Лобстер” можно рекомендовать к просмотру, но гарантировать, что она понравится каждому нельзя. Новый фильм Лантимоса отличается от многих современных фильмов (особенно голливудских, где считать идею так же просто, как умножить два на два) тем, что предоставляет зрителю сделать выводы самому, какие это будут выводы, зависит от самого человека.
Можно предположить, что каждый зритель считает код, заложенный в “Лобстере” по-своему. В том числе в зависимости от того, к какому “лагерю” , одиночек или пар, он принадлежит. Разному восприятию способствует и открытый финал (обойдемся без спойлеров) — кто-то решит, что у людей уже нет шанса, кто-то наоборот, а кто-то решит что-то другое. Вариативность восприятия — одна из основных особенностей “Лобстера” как настоящего произведения искусства.
Например, для кого-то основная мысль фильма может быть в том, что мы в большинстве своем стали поверхностными, не умеем и не хотим чувствовать глубоко, не хотим проникать в мир другого человека. “У тебя близорукость, у меня близорукость — давай будем вместе”. Нас заботит больше общественное мнение, чем чувства. Но шанс у любви все же есть…
Впечатлением делилась: Ксения Борисова (the_ksenya — https://vk.com/the_ksenya)