“Посланник” (Великобритания, 2015, реж. Дэвид Блэр) — драма, показанная в России в рамках фестиваля “Новое Британское кино”. В нашей стране фестиваль проводится при поддержке Британского совета.
Главный герой картины — молодой парень Джек (Роберт Шиэн), он, потеряв в детстве отца, начал видеть призраков. Для духов умерших людей, встречающихся Джеку, он — единственная возможность передать послания близким. Джек помогает умершим, однако радости от такой “работы” не испытывает: парень много пьет, постоянно находится на грани нервного срыва. Кроме того, семья и полиция видят в нем сумасшедшего.
В фильме параллельно основной развивается сюжетная линия, рассказывающая о несчастном детстве героя: самоубийство отца, сложные отношения с матерью. По хронометражу флэшбэки занимают примерно столько же времени, сколько и основная линия. Объединяет их в единое повествование ощущения одиночества.
“Посланник” — мистическая драма, но мистика в ней так встроена в реальность, что очень сложно назвать происходящее на экране вымышленными событиями. Повествование очень реалистично, очень прозаично. Иногда фильм превращается в психологическую драму — на какой-то миг может показаться, что у героя просто проблемы с психикой. В любом случае, мистика или нет (скорее, да), “Посланник” — фильм не о привидениях, “Посланник” — фильм об одиночестве. И Джек, и второстепенные герои картины пытаются справиться со своими проблемами самостоятельно, не находя поддержки и понимания вокруг.
Усиливает ощущение одиночества и безысходности цветовая гамма фильма: приглушенные, мрачные тона: в декорациях, одежде героев, пейзажах (иногда появляется ощущение, что с экрана дует холодный ветер). В фильме есть интересные операторские решения, например, съемки героя со спины, отчего непонятно, разговаривает он сам с собой или с кем-то.
Роберт Шиэн — безусловное украшение фильма. 27-летний ирландский актер, на счету которого уже несколько десятков ролей (“Отбросы”, “Убить Боно”), прекрасно вжился в образ. Его монологи, взгляд рано повзрослевшего, зрелого, печального человека заставляют сердце зрителя сжиматься.
Про многие произведения искусства можно сказать, что они заставляют задуматься, фильм Блэра не заставляет, он дает повод. Дает повод задуматься о многих вещах: об одиночестве, о том, как прошлое влияет на нас, о том, как мы влияем на будущее наших детей, о том, где граница между снами и реальностью, о жизни и смерти и др.
Зритель благодаря картине, как и ее герои, получает послание, а прочитает он его или нет и какие выводы сделает, зависит только от самого получателя.
Фильм смотрела Ксения Борисова (the_ksenya — https://vk.com/the_ksenya)