«Левиафан» глазами простого зрителя
«Левиафан» — картина российского режиссера Андрея Звягинцева, хотя это и без того все знают. Официально «Левиафан» еще не вышел в российский прокат, но уже вызвал небывалый общественный резонанс как в России, так и за рубежом. О «Левиафане» сказано и написано очень много, добавим еще несколько слов.
Широко известна история возникновения идеи «Левиафана». На Звягинцева большое впечатление произвела история об американском сварщике Марвине Химейре, у которого новые владельцы цементного завода пытались выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин всеми силами пытался отстоять собственность, но отчаянная борьба не принесла никаких результатов. Тогда он, управляя многотонным бульдозером, разрушил все постройки цементного завода, а сам застрелился. Изначально российский режиссер хотел снять историю об американской действительности, но позже пришел к выводу, что такая история универсальна и может произойти, где угодно.
Была проведена параллель между вышеизложенной историей и историей библейского персонажа Иова. Левиафан — мифическое чудовище, упоминание о котором можно найти в книги Иова. Английский философ Томас Гоббс (17 век) использовал образ этого чудовища в своей работе, посвященной проблемам государства: Левиафан олицетворяет государственную власть.
В картине Звягинцева одной из голов чудовища является мэр провинциального городка, который не без успеха пытается отобрать земельный участок, на котором расположен дом главного героя Николая. Союзниками мэра — прокурор, судья и архиерей. Николай предпринимает попытки бороться с чудовищем, но… остановим поток спойлеров.
За границей лента вызывает преимущественно положительные отклики, что подтверждает большое количество международных наград и номинаций, в том числе и самых престижных: американская премия «Золотой глобус» 2015 за лучший фильм на иностранном языке (последний раз отечественная картина получала эту награду в 1969 году, это был фильм Сергея Бондарчука «Война и мир»), приз за лучший сценарий на 67-м Каннском кинофестивале. В этом году у «Левиафана» есть все шансы получить премию «Оскар» в 2015.
В России у ленты возникли проблемы с прокатом. «Левиафан» должен был открывать программу российского кино на 36-м Московском международном кинофестивале, но показ был отменен, так как фильму не было выдано прокатное удостоверение (в фильме присутствует ненормативная лексика). В итоге прокат в России должен начаться 5 февраля, но в интернете уже появилась пиратская копия.
На сайте http://www.leviathan-film.ru/ каждый просмотревший пиратскую копию может отблагодарить создателей фильма:
«В результате утечки всех фильмов, номинированных на Оскар в 2015 году, фильм Левиафан оказался в свободном доступе в сети Интернет до начала кинопроката в России. Мы не поддерживаем пиратское распространение и не публикуем ссылки на фильм. Здесь вы можете выразить благодарность команде фильма, воспользовавшись простой формой для перевода любой суммы. Сбор средств продлится до 5 февраля 2015 года.»
В России картина Звягинцева вызвала очень неоднозначную реакцию: разнополярные отклики можно услышать от представителей всех социальных слоев. Можно выделить, пожалуй, три основные точки зрения: это неправда, это правда, это одна сторона правды.
Неправда. Многие обвинили Звягинцева в намеренном очернении российской действительности. Сторонники этой точки зрения утверждают, что лишь антироссийская направленность фильма способствовала успеху картины за границей. Радикально настроенные граждане вообще в фильме видят политический заказ, однако не стоит забывать, что фильм был снят при поддержке Министерства культуры РФ. Вот, что сказал министр культуры Владимир Мединский в интервью «Известиям»:
«Универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах „Левиафана“ я не увидел»
Самарские активисты обратились к министру культуры региона с требованием принять меры в отношении главного режиссера Самарского академического театра драмы Валерия Гришко, сыгравшего архиерея в фильме Андрея Звягинцева , сообщает «Газета.ru» со ссылкой на Интерфакс.
Одна сторона правды. Часть посмотревших обвиняют Андрея Звягинцева в том, что он показал только одну часть российской действительности. «Да, есть такое, но есть и много хорошего», — говорит один из посмотревших «Левиафана».
Правда. «Негативные персонажи на своих местах оттеняются персонажами более положительными или, по крайней мере, не такими черными. Кроме злых чиновников и ментов есть еще и „простые люди“ — менты, друзья героя. Золоченый пафосный поп оттеняется батюшкой-бессеребренником, а погрязший в быту городок — красивейшими пейзажами. И так везде. Не понимаю воплей, что в фильме показана „надуманная безысходность“», пишет еще один зритель фильма. Часть зрителей увидели в «Левиафане» полное отражение российских реалий. У таких зрителей в большинстве своем фильм вызвал положительную реакцию. Кинокритик Елена Стишова в авторитетном журнале «Искусство кино» пишет: « Реальная жизнь в эпоху перемен, если не бояться смотреть ей в глаза, бывает покруче самых жестких придумок. Ее просто надо видеть и чувствовать. Оказалось, это очень сложно — видеть и чувствовать».
Мнение автора: первая моя реакция после просмотра фильма Звягинцева: «Ну и что? Я и без того знаю, что я в ж**е». Я узнаю в отличие от нашего министра культуры в картине своих знакомых. Узнаю действительность. Как по мне, «Левиафан» даже слишком реалистичен, но мне как зрителю это ничего не дает. Если бы не было такого общественного резонанса, я бы посмотрела этот фильм и …. все. Фильм не дал мне открытий, не заставил задуматься, но, скорее, потому что я и так думаю о проблемах, отмеченных Звягинцевым. Меня больше зацепила, испугала реакция некоторых людей на фильм. Уволить актера за то, что он сыграл в правдивом фильме? …
Если говорить о кинематографических особенностях этого фильма, то это крепкое кино, хороший сценарий, отличная операторская работа, актерская игра. В нем есть и криминал, и любовный треугольник, загадочная смерть — все, что любят зрители и сверх того. Кинолента снята на высоком уровне.
Поэтому ли «Левиафан» собирает обширную коллекцию международных наград? На мой взгляд, не только. Конечно, за рубежом рады видеть такую Россию. Но можно ли обвинить в чем-то Андрея Звягинцева? Нет, у нас же свобода слова. Режиссер показал свою историю, на что имеет полное право, а реакция на его видение — это уже не его проблемы.
В любом случае я буду болеть за «Левиафана» на «Оскаре». Стоит ли показывать такое кино? Безусловно, да. Нужно показывать разное кино. Ажиотаж вокруг картины говорит о том, что «Левиафан» снят вовремя, он нужен сейчас. Различных публикаций и мнений столько, что уже впору писать монографию на тему «Феномен Левиафана». О «Левиафане» не высказался только самый ленивый. Сколько ярких эпитетов кардинально разной окраски присвоено этому фильму!
Сколько людей, столько и мнений. Если вы этого еще не посмотрели «Левиафана», сделайте это и составьте свое суждение. Кто посмотрел — оставляйте свои комментарии. Напомним, в российский прокат фильм выходит 5 февраля. Церемония вручения премии «Оскар» состоится 22 февраля, «Левиафан» представлен в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Автор: the_ksenya