Вскрытие Джейн Доу. Секреты внутри
Ужасы. 2016. США, Великобритания. Режиссер: Андре Овредал. Сценарий: Йен Голдберг, Ричард Найнг. В ролях: Брайан Кокс, Эмиль Хирш, Олвен Келли и др. 18+ (не для слабонервных)
В жанре ужасов трудно показать что-то новое, но норвежскому режиссеру Андре Овредалу удалось удивить и искушенных зрителей, и обычно недолюбливающих «второсортные» жанры кинокритиков. Даже его величество Король ужасов Стивен Кинг назвал ленту, получившую в российском прокате название «Демон внутри», самым страшным фильмом 2016 года. Разберемся, почему фильм о двух патологоанатомах и одном трупе неопознанной симпатичной девушки заслужил многочисленные похвалы и награды.
Действие фильма разворачивается в морге небольшого городка, в котором работают отец и сын Тилдены. Вечером полицейские привозят в морг и по совместительству дом семьи Тилдонов тело неизвестной девушки. Патологоанатомы проводят вскрытие покойной, чтобы установить причину смерти. Но в процессе работы у них появляется больше вопросов, чем ответов…
В оригинале фильм называется «Вскрытие Джейн Доу» (The Autopsy of Jane Doe). Джейн Доу — имя, присваиваемое в США всем неопознанным девушкам. Российское название фильма содержит спойлер и отвечает на вопрос, что таится внутри мертвого тела. Однако «Демон внутри» не просто очередной фильм об одержимости. Это и мистический хоррор с элементами детектива, и семейная драма в одном флаконе. Самые разные зрители найдут в этой киноистории что-то свое.
Для любителей расчлененки. Подробное вскрытие без купюр, крупные планы, неожиданные сюрпризы внутри тела.
Для любителей психологических драм. Мужчина, потерявший любимую супругу, и сын, потерявший мать, ставший патологоанатомом, чтобы угодить отцу. Размышления о смерти — профессия главных героев обязывает.
Для любителей детективов. Загадочное убийство, расследование (вскрытие) и логичный вывод.
Для любителей красивых девушек. В течение полутора часов на экране мы видим прекрасную обнаженную девушку во всех ракурсах. Правда, мертвую и даже изнутри.
Из интервью Брайна Кокса: «У нас был консультант, профессиональный коронер [патологоанатом], который объяснял нам тонкости профессии. И это был очень странный тип. Мы думали, что коронеры носят медицинские перчатки и маски. А он сказал нам: „Нет, мы ничего этого не делаем. Мы работаем голыми руками“. И его отношение к телам было довольно пренебрежительным. Для него это были просто трупы. Он не видел в них бывших людей. Честно говоря, это было пугающе. „Мы вскрываем тела вот так, отсюда вываливаются внутренности“. Для нас это жутко, а они к этому привыкли». (Источник цитаты: film.ru)
В фильме Овредала есть все важнейшие элементы хорошего фильма ужасов: саспенс, атмосферность, необычные повороты и традиционные приемы, поданные в новом ключе. И, что редко бывает в ужасах, хорошая актерская игра.
Томми и Остина Тилденов сыграли опытные актеры. Роль отца исполнил Брайан Кокс, на счету которого около 200 ролей в кино, а сына — Эмиль Хирш. У актерского дуэта получились живые, интересные персонажи. Перед съемками актеров консультировал практикующий патологоанатом, а Эмиль Хирш даже побывал в морге.
Нельзя не отметить и начинающую киноактрису Олуэн Катрин Келли, исполнившую Джейн Доу. Казалось бы, лежи себе на столе, какая тут актерская игра? Но, во-первых, не так просто лежать неподвижно, изображая труп, а, во-вторых, персонаж Келли получился многогранных, в отличие от плоских однотипных антагонистов из большинства современных фильмов.
Из интервью Брайана Кокса: «Она [Олвен Келли] научилась так незаметно дышать, что порой мне казалось, что она в самом деле умерла. Это было страшно даже без всяких демонов! Но со временем я начал воспринимать ее как часть бутафории. Я всего лишь играл патологоанатома, но даже меня задели те изменения в психике, которые происходят, когда работаешь с телом и игнорируешь душу. Это сильный удар по сознанию, и он меняет человека, хотя это не всегда сразу заметно». (Источник цитаты: film.ru)
Девушка, лежащая на столе патологоанатомов, и вызывает сочувствие, и пугает, и притягивает взгляд. В этом заслуга не только актрисы, но и оператора, и, конечно, режиссера. Каждый кадр продуман, каждое действие имеет значение. В пока небольшой фильмографии Андре Овредала есть и другой фильм ужасов «Охотники на троллей», который тоже получился самобытным. (Сюжет основан на норвежских легендах).
Чтобы режиссеру было, что снимать, а актерам, что играть, у фильма должен быть хороший сценарий, интересная история. И она есть. Сценаристы Йен Голдберг и Ричард Найнг нашли простую, но емкую идею, и умудрились не испортить ее.
И объединяет все вышеперечисленное идеально подобранная песня «Let the Sunshine in» в исполнении Pebbles, которая своей жизнерадостностью добавляет фильму еще больше драматизма и ужаса.
Конечно, не обошлось и без критики, ведь ужасы — жанр не для всех, да и у каждого свои страхи: что пугает одних, оставляет равнодушными других. Но «Демон внутри» однозначно войдет в копилку лучших фильмов ужасов, потому что в нем есть и чего боятся, и самое главное и необычное — есть над чем подумать.
Смотрите и бойтесь!
Автор: Ксения Борисова (the_ksenya)