Знаменитый сыщик Эраст Фандорин, доктор Роман Широков — одни из самых известных ролей Ильи Носкова. В его фильмографии есть и десятки других персонажей, но, как говорит сам Илья: «Актер начинается с театра». И чтобы убедиться в этом, петербуржцам достаточно заглянуть в Театр на Васильевском, где актер работает уже много лет.
Накануне новогодних праздников поклонники Ильи Носкова смогли лично встретиться с артистом. Творческий вечер прошел в студии семейного досуга «А у нас во дворе…», где актер откровенно ответил на вопросы о жизни и творчестве. А главным украшением мероприятия стали прочитанные Ильей стихотворения Пушкина, Блока и современных поэтов.
Публикуем самые интересные высказывания и видео с мероприятия.
О ТЕАТРЕ
В театре нас ломают, мнут, развивают. Мы, как музыканты, играем историю. Говорим слова Чехова, Толстого, слова, которые говорили сто лет назад, но они перекликаются с нами. Ведь и тогда люди говорили о том же: о любви, о потере, о ненависти, о неудовлетворенности.
Я категорически против «богомоловщины» в театре. Понятно, что легко сыграть «В лесу родилась елочка», а ты сыграй Моцарта или сыграй Шопена. В театре то же самое. Вы можете навертеть что угодно: инсталляции — пусть черти летают, микрофоны — пусть стены отваливаются, но пусть актер будет во главе этого, а спецэффекты — гарнир. Сейчас в театре слишком много гарнира.
Илья Носков читает стихотворение Александра Блока «Художник», 11.12.2019.
О РОЛИ МЕЧТЫ
В моей жизни были: «Азазель», «Короткое дыхание», «Московская сага», «Женские мечты о дальних странах», «Наше счастливое завтра». Дальше уже будут только повторения или вариации на тему. Об этом все наши великие говорили: Евстигнеев, Броневой, Смоктуновский. Понятно, что мы все неудовлетворенные актеры. Но я счастливый человек, я могу выбирать. От чего-то отказываюсь, за что-то хватаюсь, где-то меня не утверждают. Но за что берусь, за то отвечаю.
У меня есть игра. Подходя к персонажу, которого, как мне кажется, я уже играл, я его по школе, по Станиславскому разбираю. Я же могу в этой роли сыграть Гамлета, пусть никто об этом не узнает. Как говорила наша удивительная советская школа — не о роли, а о теме. Пусть даже история простая, бытовая, мелодрама. Но я придумаю, договорюсь с партнерами, и вместе мы пытаемся рассказать нечто более глубокое, о чем не написано в буквах.
О КРИЗИСЕ ПРОФЕССИИ
Не все актеры, играющие в театре, могут играть в кино, и не все киноактеры могут выйти на сцену. Развалился Советский Союз, и стало модным открывать актерские курсы. Обилие учебных заведений, КВН, американская волна развлекательных ток-шоу и ситкомов… И профессия обесценилась.
Почему ты залипаешь на советском кино? Там люди наполнены так, что тебе не оторваться, хотя они говорят о простых вещах. «Осенний марафон» (1979, реж. Георгий Данелия. — Прим. ред.), например… Ты чувствуешь мир, людей, время. Мне повезло, на съемках «Азазеля» я поработал с режиссером Александром Адабашьяном и Павлом Лебешевым — гениальным оператором, который снял практически все фильмы Никиты Сергеевича Михалкова. Поэтому я знаю, как должно быть! Продюсеры сейчас стараются снять быстрее, выше, сильнее, поэтому тебя в кино просто выжимают. Ты должен прийти готовым и нечто выдать. Раньше выработка была две-три минуты экранного времени в день, сейчас снимается двадцать — двадцать пять минут, с кучей переодеваний, переменами объектов.
О ДОБРЕ
Все эти мелочи, суета, все это меркнет под великим, под вечным. Если ты увлекаешься суетой, то и сам становишься мелким. Как сказал один замечательный священник: «Зла много, пытайся делать добро. Можете помочь материально — помогите материально, не можете помочь — помолитесь за человека, не умеете молиться — подумайте о человеке хорошо, потому что светлая мысль — это уже колоссальная энергия».
Почему так тяжело жить? Потому что зло само вылезает. А добро делает свое дело тихо. Это фундамент, на нем все и держится. Добро потому и побеждает, потому что оно мощное и не выпячивающее себя. Об этом бы снимать что-то такое хорошее… А у нас всякие «левиафаны».
О ПЕТЕРБУРГЕ И МОСКВЕ
Очень люблю Петербург, но мы все понимаем, что Москва — это возможности. Я знаю многих коллег, которые сидят без работы. Петербург не замечает прекрасных актеров… Я поеду туда, куда позовут работать.
Если бы после «Азазеля» у меня был бы нормальный агент, я бы давно, наверное, жил в Москве. Но я живу там, где живу, в том городе, который я обожаю, который меня вдохновляет, будоражит, дает мне силы.
Илья Носков читает стихотворения А. Микульчиной и А. Некрасова, 11.12.2019.
О ТЕАТРАЛЬНЫХ РАБОТАХ
• «Бесприданница» (Театр на Васильевском, с 2012 по настоящее время, роль: Сергей Паратов)
Я меняюсь, время меняется, страна меняется, поэтому сейчас спектакль абсолютно другой. И есть поклонники, которые его видели раз пятнадцать. Я их отлично понимаю. У меня был любимый спектакль «Три сестры» Горяева, для меня это эталон «Трех сестер», я его смотрел раз сорок. Каждый раз приходил как в первый раз.
• «Идиот» (Театр на Васильевском, с 2013 по настоящее время, роль: Парфен Рогожин)
Помню, на премьере, я первый раз узнал, что такое давление. Лежу и понимаю: сейчас либо умру, либо потеряю сознание. И не знаю, как идти играть второй акт, а он там самый тяжелый. Когда мы погружаемся во что-то, остаются рубцы. Если погружаемся… Поверхностно можно играть что угодно, продекламировать, а если уж нырять, то нырять. Как старики говорили, актер должен быть человеком без кожи.
• «Ветеръ» (моноспектакль, с 2001 года)
В моноспектакле «Ветеръ» «Медный всадник» Пушкина и «Двенадцать» Блока соединялись в одно произведение. Это мое объяснение в любви городу. Я надеюсь воскресить этот спектакль. Даже нашел площадку, но сейчас такая загруженность… Но его нужно переформатировать, потому что я изменился. Прошло много лет.
О КИНОРАБОТАХ
• «Наше счастливое завтра» (роль: цеховик Петр Луговой)
Это целая история из жизни человека длиной в тридцать лет. Очень важная для меня работа. Режиссер Игорь Копылов говорил с нами о времени, сказал, какие книжки почитать, мы встречались с цеховиками, копнули глубоко. Мы не просто говорили текст, изображая персонажей советских времен, мы были заряжены, мы гудели, как трансформаторные будки.
• «Женский доктор» (роль: доктор Роман Широков)
Рождая первого ребенка, мы ходили в школу родителей, собираясь рожать дома, поэтому я был основательно подкован в женской гинекологии. (Смеется.) Когда мне поступило предложение сняться в «Женском докторе», у меня родился второй ребенок. Тогда же я смотрел сериал «Доктор Хаус», восторгался Хью Лори. Такой темы у нас еще не было, у нас все эти медицинские сериалы пошли уже после «Женского доктора».
Я подумал наивно, что можно будет сделать что-то подобное «Доктору Хаусу», в смысле такого человека, повернутого на желании помочь, несмотря ни на что. Такого персонажа мне хотелось сыграть, но, к сожалению… Написали много и плохо, и снимали все это очень быстро и тяжело. Я в какой-то момент даже сознание потерял. От второго сезона отказался.
В третьем, мне кажется, получилось еще хуже. Обещали хороший сценарий, прислали шесть серий, они были, вроде, ничего, а потом… опять их было сорок. Из ста двадцати пяти съемочных дней у меня всего сорок, то есть главный герой занимает треть экранного времени. Ага, Широков есть, он чего-то делает вроде бы… От четвертого опять отказался.
• «Спасская» (роль: майор Андрей Ильин, проект находится в производстве)
Моя карьера началась с роли Эраста Фандорина. Смеюсь, что с тех пор я вырос от капитана до подполковника. Сейчас играю майора, зовут его Андрей, как моего брата, фамилия у него Ильин. Как не согласиться на персонажа с таким именем! (Улыбается.) Тем более режиссер еще мною любимый, наш замечательный петербуржец Владимир Шевельков, с которым мы уже четвертый раз сталкиваемся в творческой работе, не считая всяких реклам.
Текст: Ксения Борисова (the_ksenya)
Информацию о спектаклях с участием Ильи Носкова уточняйте на сайте артиста и в афише Театра на Васильевском.