Театр музыкальной комедии продолжает радовать поклонников жанра мюзикла, приглашая звезд европейской сцены. На этот раз театр пошел на большой риск, представив на суд зрителей спектакль “Бал Вампиров” на двух языках. Корреспондент Piterzavtra пообщался с Томасом Борхертом, исполнителем роли графа фон Кролока о его карьере, опыте выступлений в России, интересе к ролям и многом другом…
Piterzavtra: Томас, сегодня ты один из самых востребованных артистов мюзикла в Европе. Как ты пришел в профессию?
Все решилось за меня, я даже люблю говорить, что это была судьба, и сама вселенная сказала мне: «Эй, Томас, как насчет того, чтобы играть в мюзиклах?».
Уверен, что мое предназначение — быть музыкантом: еще в раннем детстве я очень любил играть на пианино, став старше, начал импровизировать и писать собственные песни, а в старшей школе уже играл в театре. Я всегда хотел быть кем-то вроде поп или рок-звезды: исполнять свои песни, играть с группой. С другой стороны, меня тянуло и к актерству, однако я никогда не задумывался о мюзиклах.
После окончания школы надо было решать, чем заниматься дальше. Мой друг показал мне газету, в которой было объявление о наборе в новую школу в Гамбурге. Это была первая театральная школа, в которой обучали всему: и владеть музыкальными инструментами, и петь, и играть, и танцевать. Я сразу подумал, что это интересно.
Переехав в Гамбург, я часто выступал и, конечно, общался со многими музыкантами, один из которых работал саксофонистом в оркестре мюзикла “Кошки”. Однажды он позвал меня посмотреть шоу, пообещав, что после мы зайдем в бар. Сказать честно, часть программы с баром привлекла меня гораздо больше, но на шоу я пришел. Увидев Рам-Там-Таггера (персонаж мюзикла “Кошки” – прим. автора), я подумал, что мюзиклы – это весело.
На следующий день я позвонил в администрацию спектакля, чтобы узнать, есть ли шанс попасть на прослушивание. Неожиданно шанс представился уже через 2 дня.
Я был абсолютно не готов к участию в шоу: учился в выпускном классе и никогда не играл в такого рода спектаклях, о чем честно сказал комиссии. Тем не менее, в меня поверили, и на следующее утро после прослушивания я получил контракт на год на роль Рам-Там-Таггера.
Таким образом, моя жизнь изменилась буквально за пару дней.
И хотя изначально я не планировал надолго оставаться в жанре, но я в нем вот уже почти 30 лет, и меня приглашают даже в Россию!
Да, мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Когда я начал репетиции “Бала Вампиров” в 2003 году, у меня был уникальный шанс поработать с самим Романом Полански, который присутствовал на площадке в течение всего постановочного периода. Из-за своей высокой занятости сейчас он больше не участвует в постановках спектакля. Я просто восхищаюсь его работоспособностью и удивляюсь, откуда у него столько сил, ведь ему уже более 80 лет.
Piterzavtra: Ты играешь графа фон Кролока уже 15 лет. Как тебе удается сохранять интерес к роли и постоянно привносить в нее что-то новое?
Все просто — каждый спектакль мой персонаж немного разный.
Сегодня мы все находимся в глобальном информационном поле, и практически постоянно поглощены гаджетами, поэтому часто не замечаем того, что происходит вокруг нас. И в такой среде театр предоставляет редкую возможность оказаться в моменте, который никогда не повторится.
Каждый, кто хочет быть хорошим актером, должен уметь улавливать этот момент, использовать его, ведь каждый наш день отличается от предыдущего, а в зале сидят новые зрители, что-то всегда происходит с тобой или с окружением, и создает особое настроение.
Поэтому я всегда стараюсь оставаться открытым новым возможностям, настроениям, я не хочу становиться машиной и играть каждый вечер одно и то же. Играя Кролока много лет подряд, я уже не думаю о том, куда пойти, что сделать, как не забыть слова. Все это дает мне огромную свободу для новых интерпретаций.
И, конечно, я становлюсь старше, надеюсь, немного мудрее, что также меняет меня в этом образе и позволяет не заскучать.
Piterzavtra: Твоя первая мысль, когда поступило предложение сыграть в русской постановке?
Я подумал, что это сумасшествие, но идея мне понравилась.
Кроме того, мне очень нравится Санкт-Петербург, мне нравится Театр музыкальной комедии, на сцене которого я уже выступал ранее в рамках концертной программы “Хиты Бродвея”, люди, которые там работают. Поэтому, конечно, я всегда скажу “да” любому их предложению, если у меня будет время, чтобы приехать.
Piterzavtra: Каково было участвовать в постановке, где все действие происходит на незнакомом тебе языке?
С самого начала я был уверен, что будет безумно сложно сохранять концентрацию. Конечно, я знаю, что в той или иной сцене поют мои партнеры по шоу, но слышать вокруг себя другой язык было настолько странно, что я всерьез опасался сбиться. На деле все оказалось намного проще, можно даже сказать, что все прошло естественно. Кроме того, я очень ценю, что артисты выучили некоторые части диалогов на немецком, чтобы петь со мной на одном языке, а еще я был очень удивлен, что в финале первого акта Профессор Абронсиус говорил со мной на немецком. Я уже сказал об этом лично актерам, но, повторюсь, я очень им благодарен за это. Некоторые сцены звучат намного лучше, когда играются на одном языке.
Честно, я сам пытался выучить несколько предложений на русском, но запомнить смог только “Час настал, Сара”. В первый день по приезду я сразу же поехал в театр, чтобы выучить, откуда и как я должен появиться, порепетировать на уже знакомой, но все еще непривычной площадке. На следующий день у нас тоже были репетиции, а уже вечером — представление. Все происходило так быстро, что хоть я и хотел немного подучить русский, мне просто не хватило времени. Но если мне еще раз представится подобный шанс, я обязательно выучу чуть больше.
У меня не получилось посмотреть шоу на русском, но мне довелось стоять на одной сцене с русской труппой, и я уверен, если бы Роман Полански увидел эту постановку, то он остался бы доволен. Каждый из артистов играет с такой страстью, как в последний раз. Большая честь быть частью этой труппы, пусть даже на несколько дней.
Piterzavtra: Еще один необычный опыт, связанный с “Балом вампиров” — это Санкт-Галленская постановка, для которой создали абсолютно новые декорации, кардинально изменили внешний облик героев. Как тебе идея кардинального изменения спектакля?
Изменить шоу было замечательной идеей. “Бал Вампиров”, который ставят год за годом в оригинальной версии, прекрасен, но почему бы, наконец, не попробовать что-нибудь новенькое?
Я 15 лет играю Кролока, но в этой постановке у меня возникло чувство, что я впервые выхожу на сцену в этой роли, как будто я впервые ее выучил. При этом либретто осталось нетронутым: не было изменено ни одной ноты, ни одного слова. Сама постановка трансформировалась до неузнаваемости, каждый персонаж преобразился, но качество осталось на уровне.
Piterzavtra: Фрэнк Уайлдхорн написал мюзикл “Граф Монте-Кристо” для тебя. Сейчас этот мюзикл также идет на сцене Театра музыкальной комедии. Согласился бы ты сыграть и в нем? – Хотел бы ты вернуться к этой роли?
Я бы очень хотел вернуться к этой роли, потому что мне довелось сыграть ее лишь в Санкт-Галлене. Но если рассматривать возможность возвращения, то только в ближайшие несколько лет, ведь я не молодею, мне скоро 52, а в начале спектакля нужно вести себя так, чтобы зритель поверил, что мне 20.
Но я очень жду шанс сыграть Эдмона еще раз. Если мне предложат сыграть его здесь, в Санкт-Петербурге, думаю, что я соглашусь, хотя это и будет большим вызовом самому себе. В этом спектакле невозможно просто спеть на немецком, мне придется выучить русский текст. Я совсем не говорю по-русски и, вероятно, это будет одно из самых сложных испытаний в моей жизни. Однако, думаю, я бы согласился.
Piterzavtra: Томас, чем ты занимаешься во время спектакля между выходами на сцену?
На самом деле, не так много успеваешь сделать между выходами на сцену, даже если перерывы кажутся длительными. Например, в “Бале вампиров” сложный грим, накладные ногти, да даже сам костюм достаточно сильно ограничивает. Поэтому я просто стараюсь расслабиться, собрать немного энергии, но в то же время сохранить настрой для образа и не сильно отвлекаться на телефон или что-либо еще.
Piterzavtra: Ты играешь в мюзиклах, драматических спектаклях, а также занимаешься сольным творчеством. Если бы тебе пришлось выбрать из этого что-нибудь одно, что бы это было?
Я очень надеюсь, что мне никогда не придется выбирать, так как каждая эта сфера очень важна для меня, мне необходимо иметь выбор, иметь возможность менять вид занятости. Скажу больше: не думаю, что я вообще способен сосредоточиться лишь на чем-то одном, мне всегда будет не хватать другого.
Также я думаю, что любой артист должен пробовать себя в чем-то новом: чем больше мы открываем для себя нового, тем лучше становимся, тем больше можем привнести в основную деятельность. Поэтому, если завтра передо мной откроется какая-либо абсолютно новая возможность, или появится еще более сумасшедшая идея, чем двуязычный мюзикл, скорее всего, я соглашусь.
Piterzavtra: Что тебя больше всего вдохновляет в сольном творчестве?
Жизнь. Все мои песни о жизни. Я пишу о том, что чувствую, что вижу, и о том, как это отзывается во мне. И всегда приятно видеть, как люди реагируют на мои песни. Да, их опыт не может в точности повторять мой, но большинство передаваемых моей музыкой чувств и эмоций им знакомы.
Меня очень вдохновляют сами люди, общение с ними, даже просто разговоры — ведь это и есть жизнь, именно про нее я стараюсь рассказать со сцены. Рассказать про жизнь, чувства и ситуации, сделать так, чтобы каждый смог их прочувствовать — это большой вызов для меня каждый раз, я выхожу на сцену и делюсь своими переживаниями. На моих сольных выступлениях зрители видят меня на 100% открытым.
Piterzavtra: Была ли у тебя возможность осмотреть город в этот приезд?
Это мой четвертый приезд в Санкт-Петербург, я бывал здесь не только по работе, но и как обычный турист, а впервые приехал сюда летом. Очень интересно было увидеть, как преобразился город – он стал еще красивее чем зимой, заиграл новыми яркими красками.
Кроме того, вчера я был на экскурсии по рекам и каналами, должен сказать, что с воды город выглядит еще прекраснее. Теперь я точно буду советовать каждому посетить подобную экскурсию в Санкт-Петербурге
А сам буду ждать своего возвращения…
Интервьюер: Анна Соломонова
Фото: Александр Утюпин и Наталья Даниловцева, официальная группа спектакля