Такой театр объединяет классику и современность, реальность и фантазию, опыт и молодость, актеров и зрителей. Ожидать, что чеховский «Дядя Ваня» сохранит свой классический вид в исполнении команды «Такого» не приходилось. И действительно, зрители увидят не привычную историю, а спектакль о создании спектакля. Теперь любой может заглянуть по ту сторону сцены, где переплетается классический Чехов и рассказ о скрытой для большинства жизни в театре.
Игорь Грабузов, хорошо знакомый поклонникам Такого театра, играет и дядю Ваню, и самого себя, и режиссера Филиппа. А нам удалось побеседовать с настоящим режиссером, молодым и талантливым Филиппом Виноградовым, который много раз ездил из Москвы в Петербург, чтобы подарить нам яркий необычный спектакль.
Поговорили о работе над «Дядей Ване», душевном кризисе и творческих профессиях.
Piterzavtra: Ваш «Дядя Ваня» необычен. Как пришла идея такой постановки?
Филипп Виноградов: Собственно говоря, в спектакле об этом и рассказывается. Как там показано, так все и происходило. Началось все с работы над классической историей, но со временем я понял, что можно показать на сцене сам процесс работы над спектаклем. Так постановка стала интереснее и богаче, чем при классическом подходе.
Piterzavtra: То есть то, что было показано на сцене, близко к реальности?
Филипп Виноградов: Изначальный посыл взят из реальной жизни, но, естественно, в процессе история расширилась, обрела свою художественную форму, немного ироничную.
Piterzavtra: В анонсе о спектакле написано, что это «личное высказывание режиссера о необходимости двигаться вперед и говорить о том, что действительно важно». Что действительно важно?
Филипп Виноградов: Мне был очень важен вопрос завершенности. Бывает так, что какие-то замыслы годами хранятся в голове, они уже начинают портиться и требуют выхода. Сейчас я двинулся дальше, но на момент работы над постановкой мне был важен посыл создания, энергия движения. То есть иногда ты начинаешь что-то делать, над чем-то работать, и вдруг мысли уходят в сторону, и ты это дело бросаешь, задвигаешь на верхнюю полку. А важно иметь силу воли, за хвост держать эту идею и, продвигая ее, доводить до конца.
Piterzavtra: Сколько прошло времени от появления идеи до премьеры спектакля?
Филипп Виноградов: Два года. Большую часть времени идея вынашивалась в голове. У меня дома есть огромная папка с исписанными бумажками. В спектакль вошло, наверное, два процента от того, что у меня там написано во время рефлексий. Сам спектакль, смешно сказать, мы срепетировали за три недели. Я приезжал наездами из Москвы четыре-пять раз, было несколько репетиционных блоков по пять-семь дней.
Piterzavtra: Вы в основном работаете в Москве, почему этот спектакль поставлен в Петербурге?
Филипп Виноградов: Благодаря Такому театру. Год назад я участвовал здесь в лаборатории, форум независимых театров. Игорь Сергеев и Варвара Светлова [Режиссеры аншлаговых спектаклей Такого театра «Эффект Чарли Гордона», «Билли Миллиган», «Мария Стюарт» и др. — Прим. ред.] отметили мою работу и дали возможность ее развить, довести до спектакля.
Piterzavtra: Почему именно Игорь Грабузов играет главную роль?
Филипп Виноградов: Это абсолютное совпадение, оно само так решилось.
Piterzavtra: В вашем спектакле и в пьесе Чехова одна основных тем — это душевный кризис. У вас были такие периоды?
Филипп Виноградов: Это история буквально родилась из кризиса, из того, что я сам ощущал. И эта работа помогла мне из него выйти.
Piterzavtra: Также в спектакле затрагивается и тема тщеславия. Для вас тщеславие является движущей силой?
Филипп Виноградов: Не то что движущей силой, но какие-то нотки безусловно присутствуют. Как, наверное, и у большинства людей. Это же такой честный разговор, это же мысли внутри, и с этими мыслями приходится иметь дело.
Piterzavtra: А как родилась идея такого необычного финала? [Тут придется обойтись без спойлеров, чтобы сохранить интригу для будущих зрителей.— Прим. ред.]
Филипп Виноградов: Сразу. На самом деле это была первая идея и отправная точка.
Piterzavtra: Писатели часто создают истории для себя, не думая о читателях, а насколько важен зритель для режиссера?
Филипп Виноградов: С одной стороны, создание спектакля — это диалог внутренний и очень личный. А с другой стороны, приходят люди, которые смотрят на произведение, на продукт, который я и ребята-актеры им показываем. Получается диалог, и об этом не думать нельзя.
От спектакля к спектаклю многое меняется в зависимости от реакции зрителей. Структура конкретно этой работы очень живая, она нетрадиционна в своей основе. В зависимости от реакции зрителей актеры могут многое изменить, не сцены, конечно, но какие-то нюансы, детали, уточнения, какие-то смешные моменты, которых не было, вдруг возникают.
Piterzavtra: Когда вы решили посвятить себя творчеству?
Филипп Виноградов: С детства, даже вопросов не возникало.
Piterzavtra: Выбирая профессию, зачастую представляешь одно, а на деле все по-другому. Так ли было в вашем случае?
Филипп Виноградов: Все кардинально другое и постоянно меняется. В этой изменчивости есть своя прелесть. Ты и сам меняешься, и ситуации меняются, это жизнь. В театре кайф от этой изменчивости мне очень дорог, он подпитывает творческую энергию.
Piterzavtra: Молодым людям, которые еще не определились, вы бы посоветовали пойти работать в театр?
Филипп Виноградов: Я не могу ни посоветовать, ни «отсоветовать», потому что это должен быть личный выбор. Это очень индивидуально, многое зависит от обстоятельств. В театре очень много примеров и очень хороших, и очень плохих. Каждый должен почувствовать сам.
Piterzavtra: Новые планы уже есть?
Филипп Виноградов: Конечно. Но про них не рассказывают.
Беседовала: Ксения БОРИСОВА (the_ksenya)
О спектакле:
Рефлексия в жанре трагикапустника об изнанке театральной профессии, о рождении спектакля и том, что обычно скрыто от глаз. «Дядя Ваня» — спектакль знаковый для Такого театра, подчеркивающий преемственность и отчасти отсылающий к «Черствым именинам» — первому спектаклю, с которого и началась история театра.
Режиссер — Филипп Виноградов
В ролях: з.а. России Александр Алексеев, Игорь Грабузов, Яна Оброскова, Павел Филиппов, Светлана Савенкова, София Большакова, Алексей Вдовин.
Продолжительность — 1 час 30 минут (без антракта)
Даты показов всегда обновляем в статье: https://piterzavtra.ru/d-vanya/
Интервью с Игорем Грабузовым на спектакле «Эффект Чарли Гордона»