24 ноября в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма «Училка». Картину представили актеры Ирина Купченко, Андрей Мерзликин, Анна Чурина, Алиса Гребенщикова и режиссер Алексей Петрухин.
Перед показом Piterzavtra провело индивидуальное интервью с Алексеем Петрухиным.
Piterzavtra: У вас есть любимые места в Санкт-Петербурге?
Петрухин: Конечно, город просто прекрасный, не зря его называют культурной столицей. Я много раз был в Питере, но только этим летом впервые довелось прокатиться с семьей по каналам на катере. Предыдущие 30 лет мне казалось, что я знал Питер, оказалось, что вообще не знал. Никогда не понимал, почему называют Питер Северной Венецией, теперь понял. Когда я увидел с воды все те места, где я столько раз ходил пешком, ездил на машине, ходил на экскурсии, у меня о Питере представление изменилось сразу.
Piterzavtra: После этого не возникло желания снять фильм в Петербурге?
Петрухин: А мы готовимся сейчас снимать по «Преступлению и наказанию». Как скажут критики, опять будем издеваться над классикой. Я хочу снять «Преступление и наказание» глазами Дуни Раскольниковой, которая приехала сразу после того, как Родиона отправили на каторгу. Мы начинаем с того, что она едет спасать брата, читает письма, и мы думаем, кто это такая. И она едет как раз по Питеру того времени. Надеемся на следующий год запуститься, так что в планах есть.
Piterzavtra: В фильме «Училка» вы и режиссер, и сценарист, и даже роль сыграли…
Петрухин: Да, меня просто можно назвать автором картины. В кадре я всего около 30 секунд. Актер, который должен был сыграть родителя, долго настаивал на том, что его сцена слишком острая, не все родители такие, надо поменять. Но это же басня, фарс, поэтому нужно показать очень остро. Долго разговаривать нет времени, бюджета нет никакого, все работаем сжато. Так в кадре оказался я: 30 секунд заняло, зато сразу удалось показать всех современных родителей. Родителей, которые говорят сыну, чтобы учил на уроке сценарий, а школа подождет, уроки никуда не денутся.
Piterzavtra: Как вы пришли к этой теме?
Петрухин: Это фильм-высказывание. Пришло время, захотелось высказаться.
Возник свободный месяц, я не хотел, чтобы группа распускалась, предложил сделать такое кино. Получилось все в тему: остро, интересно, важно, социально ответственно. Это безбюджетное, социальное кино. Во время работы для нас понятия проката вообще не существовало.
Вся команда ездит по стране. Это не промо-тур фильма. Мы все ездим, продвигаем идею. Идею, которую мы высказали в фильме. Вместо вопросов зрители везде встают и рассуждают на поднятую тему.
Кино не про школу, кино — это срез современного общества, зеркало. Мы живем вместе в одной стране, как в классе ученики, а нет никакого доверия между собой, есть вечная конкуренция, меркантильность, цинизм. К сожалению, у большей части людей бездуховность уже. Я под словом «духовность», не веру понимаю. Духовность — это ответственность, это личности. А школа играет ключевую роль в становлении личности каждого из нас. В школе человек первый раз человек попадает в команду, в некий социум. И от первого учителя зависит очень многое. Кино не про плохих детей и не про плохих учителей. Попробуйте посмотреть как басню. Никого же не удивляет, что в басне лисица с вороной разговаривает, а смысл все понимают. Вот здесь тоже пистолет разговаривает. Это метафора.
Piterzavtra: В данном фильме можно сопереживать учителю, который берет в руке пистолет?
Петрухин: Не все могут это выдержать, поэтому прерываются для того, чтобы проплакаться, выйти и снова зайти.
Piterzavtra: Что бы вы пожелали зрителям, которым предстоит увидеть фильм?
Петрухин: Во-первых, начать с себя. Посмотрев картину, каждый точно вспомнит свою первую учительницу ( хорошую или не очень), каждый вспомнит свой класс, своих учеников. Кто-то увидит себя сегодня, кто-то увидит детей своих сегодняшних..
Нужно задуматься сейчас, а не дожидаться чего-то экстремального, военного, которое должно нас объединить. Обычно у последней черты вспоминаешь о Боге, так и класс в фильме показан: только что-то произошло экстремальное, все встряхнулись, посмотрели друг на друга и поняли, что единственный способ условно «выжить» в этом обществе, это ценить человеческие отношения.
Это тот самый случай, когда и желать не нужно. Мне кажется, зритель сам сделает выводы. Я сейчас говорю, может быть, самоуверенно, но мне дают право так говорить 10 фестивалей и 18 премьер. Если бы это интервью проходило месяц или два назад, я бы про Питер сказал то же самое, а про кино я бы так не смог сказать, я был бы более сдержан. Я рад, что не так глубоко мы заложили сообщение между кадров, что прямо легко их считывают. Многие увидели даже то, что я, когда делал, не закладывал, были открытия для меня: я согласен, но я этого не делал.
Интервью проводили: Oleg Kozak & the_ksenya
Фото: Татьяна Козак
P.S.: Особую благодарность выражаем сотрудникам кинотеатра Художественный — Софии Морар и Мартьяновой Елене