«Иранская конференция» — одна из новых пьес известного современного драматурга Ивана Вырыпаева. Пьеса активно ставится в разных театрах, в 2018 году сам Вырыпаев представил по ней спектакль в Варшаве на английском языке. Теперь и в Петербурге есть своя версия этой постановки: 22 ноября 2019 года «Иранскую конференцию» представил Такой театр. Получился актуальный спектакль для думающей публики в современном театре.
О сюжете постановки можно рассказать очень быстро: в Дании проходит конференция по «иранской проблеме». Забавно, что обсудить «иранский вопрос» представители европейской интеллигенции (и одна жительница Ирана) собираются в Копенгагене — столице одного из самых успешных государств в мире.
Среди приглашенных спикеров: профессор, теолог, журналистка, побывавшая в иранском плену, политолог, эпатажный писатель, жена премьер-министра, скандально известный священник, музыкант и иранская поэтесса, едва избежавшая смертной казни. Все они поочередно высказываются о проблемах современного мира, разделенного на две части, которые ведущий этого мероприятия Филипп Расмусен условно именует как «Аллах» и «Кока-Кола».
Собственно, спектакль и состоит из монологов этих персонажей, в каждом выступлении есть своя микротема, а у каждого персонажа — свой личный секрет. Мнения участников конференции полемичны, но среди них нет правильных и неправильных.
Не стоит пугаться сложной проблематики и кажущейся политичности пьесы, ведь «иранская проблема» — лишь метафорический предлог для разговора. Вот что сказал Иван Вырыпаев в интервью журналу «Сноб»: «Я использовал древний драматургический прием — поговорить о своей стране, написав пьесу о других странах. У Шекспира, к примеру, действие в Дании происходит, и это такой прием — использовать Гамлета, чтобы зрители поняли, что у них все так же, как в „Гамлете“. В „Иранской конференции“ есть размышления о путях развития человечества, поиске этих путей в нашей жизни, причем не только политической, но прежде всего духовной. Как нам жить, как развиваться, как быть друг с другом и взаимодействовать. В общем, пьеса затрагивает все те интеллектуальные проблемы, которые встали перед человечеством в XXI веке».
Устами героев Вырыпаев говорит о самых разных проблемах: свободе, религии, потреблении, смерти и смысле жизни, а также об острых злободневных темах, которые не всегда просто обсуждать в современных реалиях. Персонажи задаются вопросами: «что такое свобода»; «что такое счастье?»; «существует ли Бог?», «как нам вообще жить сегодня?» и возможно ли вообще найти ответы на все это. Вопросов ставится так много, что акценты каждому зрителю нужно расставлять самостоятельно. Каждый откликнется на что-то свое.
В постановке Игоря Сергеева и Владимира Кузнецова действие начинается, как только открываются двери зала. Зрители рассаживаются по местам, становясь непосредственными участниками конференции, а в это время спикеры уже сидят внизу и ждут начала делового мероприятия: кто-то читает, кто-то смотрит в телефон, кто-то слушает музыку. Происходящее транслируется на большом экране, на котором в дальнейшем будут крупные планы участников конференции.
Среди артистов, играющих в премьерном спектакле 22 ноября, были: Игорь Грабузов (ведущий конференции), Александр Худяков (священник), Юлия Гришаева (журналистка) — эти имена не нуждаются в представлении поклонникам Такого театра. Как и имя режиссера Игоря Сергеева, который в паре с Варей Светловой поставил одни из самых успешных спектаклей Такого театра «Эффект Чарли Гордона» и «Билли Миллиган».
Здорово, что постановка Такого театра создана молодыми актерами и режиссерами, ведь они говорят со сцены не об абстрактных вещах, а о сегодняшнем дне и, по сути, о собственных проблемах.
После спектакля в фойе не затихают разговоры. И что примечательно, обсуждаются совершенно разные вещи: глобализация, политика, смысл жизни, образы персонажей, функции театра. И эта зрительская реакция впечатляет больше всего.
«Иранская конференция» не ограничивается развлекательной функцией искусства, не приводит зрителя к единственно верному и легко считываему выбору, а предлагает темы для размышления. Спектакль заканчивается, а мысли остаются. Именно в этом и есть подлинная сила искусства, именно таким и должен быть современный театр.
Ксения Борисова (the_ksenya)
Фото: Андрей Сухинин
О спектакле:
«Иранская конференция», 18+
По пьесе Ивана Вырыпаева. В тот самый момент, когда выступление на конференции вновь стало реальным способом привлечь внимание к проблемам. Вы слышите чьё-то мнение, но согласны ли вы с ним? Насколько виртуозно наше сознание, когда нужно найти слова для защиты своей позиции, религии, художественного метода? Спектакль «Такого театра», как и пьеса Вырыпаева, задаёт вопросы. И главный среди них: «Возможно ли вообще найти ответы?» Философия сомнения и поиска — вероятно, самый продуктивный способ познать мир и человечество, который доступен нам сегодня.
РЕЖИССЕРЫ: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ, ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ
В РОЛЯХ: СЕРГЕЙ АЗЕЕВ, СТАНИСЛАВ БЕЛОЗЕРОВ, АЛЕКСЕЙ ВДОВИН, ИГОРЬ ГРАБУЗОВ, ЮЛИЯ ГРИШАЕВА, АЛЕКСАНДР ЛУШИН, НИЁЛЕ МЕЙЛУТЕ, ЮЛИЯ МЕН, ЯНА ОБРОСКОВА, ВАРЯ СВЕТЛОВА, ЛЕОН СЛОВИЦКИЙ, АРТУР ФЕДЫНО, ПАВЕЛ ФИЛИППОВ, АЛЕКСАНДР ХУДЯКОВ, ЕВГЕНИЙ ЧМЕРЕНКО, АСЯ ШИРШИНА
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 ЧАСА 20 МИНУТ С ОДНИМ АНТРАКТОМ
Даты предстоящих спектаклей уточняйте на сайте Такого театра.